Меню
Бесплатно
Главная  /  Вдохновение  /  Дни особого поминовения всех усопших: календарь. Поминовение усопших

Дни особого поминовения всех усопших: календарь. Поминовение усопших

Души умерших родных и благочестивые помины - это лучшее, что могут им дать потомки. Ведь душа почившего нуждается в заупокойной молитве ближних. Поминовение усопших - многовековая православная традиция. Она включат множество обрядов.

Поминовение усопших сразу после смерти

Первый этап поминовения начинается с сорокоуста, который заказывают в церкви после смерти человека.

Новопреставленного поминают ежедневно, все 40 дней, проводя на третий и девятый дни особо торжественные молитвы.

Заказывать сорокоуст можно в нескольких храмах, более того, чем больше храмов будут служить его, тем легче будет усопшему пройти через мытарства во время личного суда, который как раз и совершается в течение этого срока.

По истечении сорокадневного периода, следует подавать записки с именем усопшего на литургию и панихиду.

Поминовение усопших на 3-й и 9-й дни. Поминальная служба по истечении 40 дней от смерти

На третий день совершается служба, посвященная тридневному Христову Воскресению и образу Богородицы. В девятый день проходят молитвы в честь слуг Царя Небесного - девяти ангелов, которые молят Бога о людях. Поминовением на сороковой день почитается и память о Вознесении Иисуса, которое произошло на 40-й день после Воскресения.

Поминовение усопших в другие предназначенные дни

Годовщина смерти - день для помин в кругу семьи и близких друзей покойного.

В субботу мясопустную (предшествующую православные христиане молят Бога о том, чтобы он проявил милость в день Страшного Суда. В этот день Церковь молится за всех, кто почил в православной вере с начала человечества.
Три субботы главного Великого Поста - родительские, во время которых принято поминать усопших и молиться за их души.

Радуница - вторник послепасхальной недели. В этот день поминают усопших в честь воскрешения Христа, надеясь, что и они воскреснут для вечной жизни.

Троицкая Родительская суббота - день поминания, призывающий Святой Дух снизойти и очистить души всех усопших праотцов от греха.

Дмитриевская суббота - день, когда проходит поминовение воинов, который был установлен Дмитрием Донским в конце 14 века.

Кроме этого дня, павших воинов принято поминать и 9 мая - в день, когда фашистские завоеватели были побеждены, а также в день (конец августа).

Во все дни, когда происходит поминовение усопших, в Церквях проводятся торжественные службы и литургии, произносится молитва за умерших, зажигаются заупокойные свечи.

О поминовении усопших (Феофан Затворник)

Никто не должен лениться поминать своих родителей, но поминать должно и всех иных почивших православных христиан, и не лишь в сей день, а во все времена, всякой молитвой. Сами все там будем, станем нуждаться в молитве этой, словно нищий в краюхе хлеба и чашке воды... Не ленись же на каждой молитве поминать всех отшедших отцов и братьев. Это будет им милостью...

Дни поминовения усопших в 2017 году

  • Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день . Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), - души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и миряни, приведен ниже «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов — 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей(имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

До сорокового дня умершего именуют новопреставленным. Поминать новопреставленных в первое время после смерти важно и нужно, потому что поминовение облегчает душе нелегкий переход в вечную жизнь и помогает проходить мытарства.

Дни особого поминовения усопших: что означает?

3, 9 и 40 – (при этом день смерти считается первым). Поминали усопших в эти дни ещё в глубокой древности.

Ещё существует обычай поминать усопшего в:

  • День рождения;
  • День Ангела;
  • каждую годовщину после смерти.


Дни особого поминовения усопших: что нужно делать в эти дни?

На третий день после смерти обычно хоронят усопшего. После похорон на поминальный обед приглашаются все присутствующие.

В остальные дни поминовения усопшего самые близкие родственники собираются за совместной трапезой, чтобы помянуть покойного молитвою. В церкви подается записка на Литургию или заказывается панихида, освящают кутью.

Дни особого поминовения всех усопших: календарь

  1. В Православной Церкви каждый день недели отнесен к особому воспоминанию. Суббота же приурочена памяти всех Святых и умерших . В субботу (по-еврейски означающую – покой) Церковь молится за души людей, перешедших от земной жизни в загробный мир. Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы, в году существуют отдельные дни, посвященные молитвам за умерших. Эти дни называются родительскими:
  2. Вселенская мясопустная родительская суббота – суббота за неделю до Великого поста. Такое название получила потому, что за ней следует «Неделя мясопустная», т. е. в эту субботу разрешается последний раз кушать мясо перед Великим постом.
  3. Родительские вселенские субботы – это вторая, третья и четвертая субботы Великого поста.
  4. Радоница – вторник на второй неделе после Пасхи.
  5. 9 мая – в этот день поминаются все погибшие и трагически умершие в период Великой Отечественной войны.
  6. Троицкая вселенская родительская суббота – суббота перед Троицей. В последнее время многие считают родительским днем сам праздник Троицы. На самом деле это не так.
  7. 11 сентября день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанн . В этот день церковь совершает поминовение православных воинов, которые погибли, сражаясь за Веру и Отечество. Этот день особого поминовения установлен в 1769 году по указу Екатерины II во время войны с поляками и турками.
  8. Димитревская родительская суббота ( 8 ноября). Небесный Покровитель благоверный великий князь Димитрий Донской, победив на Куликовом поле, совершил поименное поминовение погибших воинов на поле брани накануне своего дня Ангела. С того времени Церковь в этот день, названный народом Димитриевской субботой, поминает не только погибших за Отечество воинов, но и всех умерших православных христиан.

Православные христиане в родительские дни идут в церковь, где совершаются заупокойные службы. Принято в эти дни приносить жертвы на панихидный стол – разные продукты (кроме мясных).

По окончанию панихиды продукты раздают нуждающимся, служащим храма, отправляют в дома для престарелых и детские дома. Продукты на панихидный стол также приносят в дни, когда совершается панихида. Это своего рода милостыня за покойных.

На Радоницу и в Троицкую субботу после церкви принято идти на кладбище: убраться на могилках умерших родственников и помолиться.

Обычай оставлять на могилках продукты и выпивку к православию отношения не имеет. Это отголоски языческих тризн.

Не стоит оставлять на могилках освященные в церкви продукты и распивать на кладбище спиртные напитки. Самое лучшее, что вы можете сделать для усопших родственников – это прочитать молитву.

Дни поминовения усопших в 2016 году

Видео: Дни поминовения усопших

О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Поминовение усопших

ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УМЕРШИХ

Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).

Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.

Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14-15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).

На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.

ДРЕВНОСТЬ ОБРЯДА ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).

В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви.

ПОМИНОВЕНИЕ НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ

Для поминовения НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Лев. 12 гл.; Чис. 14, 31-34; ср. Мф. 4, 2).

Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни:

третий - в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием - смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение;

девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским;

двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших;

сороковой - по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом (1 Сол. 4, 17).

Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

В Православной Церкви существует в обычае в течение сорока дней после смерти поминать усопшего за литургией (так наз. «сорокоуст»), - поминать на проскомидии и пред освященными Святыми Дарами, по вере Церкви о великой пользе молитвы о нем при принесении бескровной Жертвы (см. молитву в конце литургии: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих»).

Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.

ПАНИХИДА

Панихида - один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas - весь, nis - ночь, ado - пою; другое греч. слово pannihis - всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения - утреней.

В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Великая панихида , или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон.

Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, день рождения, тезоименитства и др.).

Заупокойные литургии и панихиды, как и погребение, не совершаются в храме в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров - во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59; 169 пр. Номоканона при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен.

На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

Чин обычной панихиды следующий:

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо Бог Господь - «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости».

После тропарей на панихиде (а на парастасе - после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон на глас 6-й «Яко по суху пешешествовав Израиль» или 8-го гласа - «Воду прошед». Вместо чтения тропарей на каждую песнь поется припев священнослужителями и повторяется хором: «Упокой (или: Покой), Господи, души усопших раб Твоих», затем: «Слава» (священнослужители) и «И ныне» (хор).

Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й - кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».

После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».

Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ, ИЛИ ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.

Суббота мясопустная . Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь, в виду этого Суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которою мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие после своей смерти. В Боге - все живые. И если окинуть оком все века и то, сколько жило людей и сколько среди них было верующих во Христа и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне живущие. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего единства с ними, и вместе с тем общего всех единства о Господе в Церкви Христовой.

Троицкая родительская суббота . Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения людей, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы .

Во Святую Четыредесятницу - дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.

Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.

ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа - Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.

Радоница - это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, - разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).

Дни поминовения православных воинов , «за веру и Отечество во брани живот свой положивших». Поминовение воинов, убиенных за Отечество, совершается: 29 августа и в Димитриевскую субботу.

Поминовение убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад - воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое Отечество. (Поминовение установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей.) Особой заупокойной службы в Уставе не указано. Обычно после литургии совершается панихида.

Димитриевская суббота - пред 26 днем октября - также поминаются воины, на поле брани убиенные, и другие умершие. Суббота названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г. 8 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Служба в Димитриевскую субботу совершается по чину мясопустной субботы. Но, в отличие от мясопустной субботы, в Димитриевскую субботу Церковный Устав не отменяет службы рядовому святому.

Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона - «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», - они же и на вечерне. После 16-й кафизмы - Непорочны и проч., - как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни - заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)

В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.

Приложение

«Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся»

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия : «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии - малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия : «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» - егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия - ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении - кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор : «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Чин панихиды на Пасхальной седмице и в Радоницу (на кладбище и в храме)

Диакон : Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш:

Хор : Аминь.

Священник и диакон : Христос воскресе: (трижды).

Хор : Христос воскресе: (трижды).

Священник: 1-й стих. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. (Совершается полное каждение храма; если же на кладбище, - то ближайших могил.)

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник : 2-й стих. Яко исчезает дым, да исчезнут.

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник : 3-й стих. Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Священник: 4-й стих. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Священник: Слава:

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Священник: И ныне:

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Священник : Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.

Хор: И сущим во гробех живот даровав.

Диакон: Миром Господу помолимся (и прочие прошения, см. обычную панихиду).

Хор : Господи, помилуй.

Хор (после возгласа): ирмосы пасхального канона. Ирмос 1-й песни: Воскресения день…

Священник и диакон (припев): Христос воскресе из мертвых.

Хор (повторяет припев): Христос воскресе из мертвых.

Священник и диакон : Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.

Хор (повторяет припев): Упокой, Господи:

Священник и диакон : Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор : И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор : ирмос 3-й песни. Приидите, пиво пием новое:

Священник и диакон повторяют те же припевы, что и после 1-го ирмоса.

Хор : ирмос 4-й песни. На божественней стражи:

Священник и диакон : припевы (см. выше).

Хор : припевы.

Хор : ирмос 5-й песни. Утренюем утренюю глубоку:

Священник и диакон : припевы.

Хор : припевы.

Хор : ирмос 6-й песни. Снизшел еси в преисподняя земли:

Диакон - малая заупокойная ектения (см. обычную панихиду).

Хор : Господи, помилуй.

Хор (после возгласа): Со святыми упокой: и кондак Пасхи, гл. 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне:

Хор : ирмос 7-й песни. Отроки от пещи избавивый:

Священник и диакон: припевы.

Хор : припевы.

Хор : ирмос 8-й песни. Сей нареченный и святый день:

Священник и диакон : припевы.

Хор : припевы.

Хор : ирмос 9-й песни. Светися, светися, новый Иерусалиме.

Диакон : Паки и паки (заупокойная малая ектения).

Хор : Господи, помилуй (см. выше).

Хор (ексапостиларий): Плотию уснув, яко мертв:

Также стихиры Пасхи со стихами.

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася:

Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения, жены благовестницы:

Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены:

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Пасха красная:

Слава и ныне : Воскресения день:

Хор (тропари, гл. 4):

Со духи праведных скончавшихся:

В покоищи Твоем, Господи:

Слава . Ты еси Бог, сошедый во ад:

И ныне . Едина Чистая и непорочная Дево: (см. обычную панихиду).

Диакон : Помилуй нас, Боже: и прочее последование (см. обычную панихиду).

Хор

Диакон (после возгласа): Премудрость.

Хор : Христос воскресе (трижды).

Священник (отпуст со крестом): Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый , истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых Своих, души от нас преставльшихся раб Своих (имена) в селениих святых вселит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

Хор : Аминь.

Священник, осеняя верующих крестом, говорит: Христос воскресе (трижды).

Священник, - если на кладбище, то после осенения крестом предстоящих осеняет еще трижды могилы, говоря: Христос воскресе (трижды).

Диакон : Во блаженном успении вечный покой (см. обычную панихиду).

Хор : Вечная память (трижды), и поют тропарь Пасхи трижды, после чего:

И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению.

Священник при окончании панихиды дает верующим крест для лобзания.

Примечание о совершении панихиды в Радоницу на кладбище (на могилах).

Перед началом общей панихиды совершается крестный ход вокруг кладбища (внутри ограды) с пением пасхального канона и стихир Пасхи (священник с кадилом, крестом и трисвечником в руках). - Припевы на каноне поют священнослужители, и хор повторяет.

После этого совершается общая панихида на приготовленном месте по написанному выше уставу.

У приготовленного места, придя с крестным ходом, священник и диакон становятся лицом к востоку (если на могиле, то лицом ко кресту). Впереди них крест, с боков креста - хоругви.

Пред началом панихиды уместно сказать проповедь.

На панихиде при пении «Вечная память» иногда ударяют продолжительно в погребальный трезвон.

Лития об усопших

Вообще лития совершается:

на дому перед выносом усопшего в церковь;

после опускания усопшего в могилу;

на дому по возвращении после погребения и

по потребности на литургиях после заамвонной молитвы, а также в храме после отпуста вечерни, утрени и 1-го часа (Типикон, глава 9).

Лития об усопших на литургии

Когда лития совершается по заамвонной молитве (см. Служебник), тогда не бывает отпуста и не возглашается «Вечная память», но перед пением «Буди имя Господне» сразу хор поет: «Со духи праведных… В покоищи Твоем Господи… Слава: Ты еси Бог... И ныне: Едина Чистая...».

Диакон

Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч.

Священник : Боже духо€в... Яко Ты еси воскресение:

Хор : Аминь. Буди имя Господне: (трижды) и прочее последование литургии.

Чин литии вне литургии

Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор : Аминь.

Чтец : Трисвятое по Отче наш.

Священник : Яко Твое есть Царство:

Хор: Аминь. Со духи праведных скончавшихся… В покоищи Твоем, Господи:

Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…

Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.

Хор : Господи, помилуй (трижды).

Священник: Боже духов и всякия плоти:

Хор : Аминь.

Диакон : Премудрость.

Священник : Пресвятая Богородице, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувим:

Священник : Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Хор : Слава и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Священник (отпуст): Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш:

Хор : Аминь.

Диакон : Во блаженном успении:

Хор: Вечная память (трижды).

Чтение псалтири по усопшем

В Православной Церкви издревле существует обычай чтения над телом умершего монаха и мирянина Псалтири, а архиерея и иерея - Евангелия. Чтение Псалтири, служа молитвою за усопшего, одновременно имеет целью дать утешение и назидание живым.

Чтение Псалтири должно совершаться благоговейно, неспешно, со умилением и сокрушением сердечным.

Чтение Псалтири совершается cразу же после совершения первой панихиды.

Порядок чтения Псалтири следующий. Совершается седмипоклонный начал:

Боже, милостив буди мне грешному (или грешней) - поклон.

Боже, очисти мя грешнаго (грешную) - поклон.

Создавый мя, Господи, помилуй мя - поклон.

Без числа согреших, Господи, прости мя - поклон.

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную) - поклон.

Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя - поклон.

Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче) (имя ), моли Бога о мне грешнем - поклон.

После этого читаются обычные начальные молитвы:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава и ныне. Приидите, поклонимся (трижды).

Каждая кафизма делится на 3 части, или так называемых «славы» (см. Псалтирь). После каждой «славы» читается:

Слава и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава : - и следующую молитву: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея) - имя - (поклон) и елика в житии сем яко человек согреши, Ты же яко Человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу) учини (поклон) и душе его (ея) полезное сотвори (поклон).

Богородицe Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших (поклон).

Примечание.

По другой практике после каждой «славы» читается молитва: Помяни, Господи Боже наш (поминая, где следует, имя усопшего), помещенная в «Последовании по исходе души от тела» - см. в конце Псалтири.

По окончании каждой кафизмы читается: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва.

Новая кафизма начинается словами: «Приидите, поклонимся…» (трижды).



Купить эту книгу можно

«Богоглаголивые апостолы, - говорит св. Афанасий Великий, - освященные учители и духовные отцы… учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже доныне усиливается и распространяется». Эти годичные воспоминания (поминовения), о которых писал в IV в. св. Афанасий Великий, впоследствии превратились в так называемые Вселенские родительские субботы.

«Сорокоуст» - это ежедневное поминовение усопшего на полной литургии в течение 40 дней: на проскомидии, на специальной заупокойной ектении после Евангелия и, что особенно важно, после освящения Св. Даров, - с приношением для совершения литургии просфор, вина, елея, свеч и проч. В конце заупокойной литургии поется заупокойная лития.

Св. отцы Церкви с особой силой и убедительностью указывали на благотворное значение для умерших принесения за них бескровной Жертвы за Божественной литургией и молитвенного поминовения их после освящения Св. Даров. «Не напрасно, - говорит св. Иоанн Златоуст, - узаконили апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза для усопших, великое благодеяние» (Беседа 3 на Флп.). О том же говорит св. Кирилл Иерусалимский (V в.): «По совершении духовной жертвы, бескровного служения… воспоминаем всех прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва».

Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14. Все молитвословия панихиды находятся в особых книжках: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Молитвословия панихиды также находятся: а) в Октоихе - пред последованием субботы 1-го гласа (иногда и пред субботой 5-го гласа); б) в Псалтири в «Последовании по исходе души». Но в Октоихе и Псалтири не все помещены молитвословия, которые положено петь на панихиде. В Псалтири нет великой ектении, которая имеется в Октоихе, но в Октоихе нет 17-й кафизмы и седальна по 3-й песни. По Типикону, на панихиде не всегда бывает 17-я кафизма (обычно она бывает только на парастасе), а канон поется Октоиха текущего гласа. Чаще всего употребляется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль» или канон 8-го гласа «Воду прошед». День поминовения православных воинов установлен также 26 апреля/9 мая определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года.

Такое начало отпуста только в Пасхальную седмицу, а с Фомина воскресения, в Радоницу и до Вознесения - начало воскресного отпуста: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш».


Литургика: Таинства и обряды


30 / 05 / 2006

Дни поминок: 9, 40 дней и 1 год после смерти . Дни поминовения усопших и святых у православных . Родительская суббота. Поминки в пост. Поминки в день похорон .

Дни поминовения усопших у православных

Поминать ушедшего из жизни человека - это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения - в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.

Поминать усопшего принято в день похорон , которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни , а также спустя год после утраты .

Поминки на 3 и 9 день после смерти

Поминальный день после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души. В этот день принято накрывать большой поминальный стол (о том, каким он должен быть, можно узнать на странице « ») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке. Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье . О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице « ».


Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу - с родными и близкими, - читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.

40 дней и 1 год (годовщина)

Поминки на 40 день (или сороковины ) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон. Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует - в рай или ад. В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.

Панихида об усопших

Через год после смерти необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом и почтить память ушедшего человека. Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного и при необходимости навести там порядок. Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.

Нужно ли на поминки ходить в церковь

Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни . Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время , когда вам этого захочется. Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.


Зачем надо молиться об усопших

И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, - соседей, коллег, друзей.