Меню
Бесплатно
Главная  /  Вдохновение  /  Христианские храмы в европе превращаются в магазины, бары и ночные клубы. Христианские церкви европы прирастают за счет иммигрантов Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

Христианские храмы в европе превращаются в магазины, бары и ночные клубы. Христианские церкви европы прирастают за счет иммигрантов Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

В начале своего доклада я хотел бы сказать пару слов о Православной Церкви вообще, о том, как она сама себя понимает.

Христиане считают, что Церковь как богочеловеческий организм была основана Иисусом Христом около двух тысяч лет назад. Уже в первом веке по Рождестве Христовом христианство значительно распространилась по территории Римской империи. Оставаясь единой по сути, христианская Церковь была разделена географически, что потребовало организации церковной жизни на местах. Со временем внутри единой Церкви Христовой образуются поместные Церкви вокруг административных Центров и провинций Римской империи. Так в четвертом веке мы насчитываем пять поместных Церквей. Это Римская, Иерусалимская, Константинопольская, Александрийская и Антиохийская Церкви.

В 11 веке произошел так называемый Великий раскол Церкви, после которого Римская Церковь не имеет евхаристического общения с другими христианскими Церквями.

С распространением христианства появляются новые православные автокефальные церкви. В настоящее время их насчитывается пятнадцать. Это:

История христианства на Руси, как и в других славянских народах, связана с проповедью Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в IX веке. Эта миссия осуществлялась при поддержке и по благословению папы Римского Николая. Их трудами на славянские языки переводится Священное Писание. Для этого изобретается письменность. В 988 году по Рождестве Христовом в Древней столице Руси Киеве подданные великого князя Владимира участвуют в массовом крещении в реке Днепре, подражая примеру своего правителя.

Этот день принято считать днем Крещения Руси и началом существования Русской Православной Церкви, которая до пятнадцатого века являлась митрополией Церкви Константинопольской, а в 1448 году получает автокефалию. Самым известным в мире представителем средневековой Русской Церкви можно назвать иконописца Андрея Рублева, чьи иконы до сегодняшнего дня являются образцом для русских иконописцев.

На рубеже 19-20 веков русское искусство и наука во всех направлениях испытывают необыкновенный подъем, обусловленный постепенным развитием и накоплением знаний в предшествующие века. Высокого уровня достигают также богословская наука и церковное искусство. После революции 1917 года, многие видные русские ученые, богословы, писатели, философы оказываются в Западной Европе. Среди них: Николай Лосский, Семен Франк, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Иван Ильин и другие.


В 1925 году в Париже основывается Свято Сергиевский богословский институт, который не только продолжил традиции русского богословского образования, но и под влиянием французской научной школы вырастил новых русских богословов.

Конечно, русская церковная эмиграция первой половины 20 века познакомила Европу с русским Православием в его зрелых формах и фазе наивысшего расцвета. Помимо церковных ученых и богослов это еще и писатели, композиторы, иконописцы. Огромный интерес вызывает русская икона, византийское богослужение.

Впечатление, произведенное знакомством с православной иконописью, остается довольно сильным и сегодня. Так, например, в Порту есть монастырь Кармелиток Римско-католической Церкви. Его настоятельница сестра Вера в свое время училась в Париже в иконописной мастерской, основанной русскими иконописцами. В этом монастыре действует иконописная мастерская, на стенах присутствуют фрески, написанные в Православной традиции, некоторые элементы восточной традиции присутствуют в богослужении и монастырском уставе.

В Португалии православные приходы появились в начале 2000 годов вслед за эмигрантами из Православных стран Восточной Европы. В настоящее время в стране шесть приходов Русской Православной Церкви в разных зонах. Приход в Порту организован по просьбе верующих в 2003 году. В 2007 году появляется свой постоянный священник. Наш приход многонациональный, прихожанами являются верующие из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Болгарии, Молдавии, Румынии, Латвии и других стран.

Центром нашей приходской жизни является богослужение, главной службой – божественная литургия. Чаще всего совершается литургия Иоанна Златоуста, составленная в четвертом веке. В богослужении мы используем церковнославянский язык, который появился в IX веке в результате перевод с греческого богослужебных книг и Священного Писания. И, если в России, например, существуют сомнения в целесообразности использования такого древнего и не всем понятного языка, то в наших условиях этот язык – объединяющий фактор, т.к. является общим для русских, украинцев, белорусов, болгар и сербов, которые также используют его для богослужения в своих странах.

Приход у нас небольшой: в воскресный день в храм приходят 30-40 человек. После службы бывает чаепитие, во время которого можно пообщаться друг с другом, задавать вопросы священнику. Функционируют библейская группа, молодежный клуб, детская школа, детский хор. Приход устраивает художественные выставки, концерты духовной музыки.

Хочется отметить, что наш приход, как и другие православные общины в Португалии, совершают богослужения в храмах и часовнях, предоставленных нам в пользование Римско-католической Церковью. Пребывая на канонической территории Римско-католической Церкви, православные общины встречают со стороны своих западных христиан поистине братское гостеприимство.

Находясь на территории Западной Европы, православные христиане с большим интересом изучают наследие Западной Церкви в области литургики, агиографии, патристики, христианского искусства. Так, например, наша община осуществляет публикации в Русских церковных СМИ статей о святых, подвизавшихся на севере современной Португалии, таких, как Мартин Думийский, Фруктуоз Брагский.

Важным событием в этой сфере стало создание иконы трех святителей: Мартина Думийского, Фруктуоза Брагского и Святого Розенда… Икона была написана нашей прихожанкой, иконописицей Мариной Шабановой при участии профессора университета города Порту доктора Луиша Карлоша Амарала. Икона написана в православной традиции, но с учетом иконописных особенностей Римско-католической Церкви.

Другой формой приобщения к местным христианским святыням стала традиция приходских паломнических поездок к местным святыням. Это были поездки к мощам святителя Фруктуоза в Брагу, которые покоятся в древнем храме IX века, к месту расположения Думийского монастыря в Браге, где подвизался святитель Мартин Брагский, к мощам священномученика Торквато (VIII век) в Гимарайш. В одной из таких поездок мы также посетили монастырь кармелиток в Банде, который я уже упоминал, побывали в их иконописной мастерской, поучаствовали в общей трапезе, познакомились с особенностями монастырского устава и богослужения. На мой взгляд, это пример здорового христианского экуменизма, когда две церкви представляют друг для друга взаимный интерес. И, не занимаясь прозелитизмом, друг друга обогащают.

Покровителем города Порту в течение пяти веков был великомученик Пантелеимон (4 век), мощи которого были принесены в город армянскими купцами в 15 веке. В городе также покоится частица мощей священномученика Климента, папы Римского (1 век), которые были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием на территории современного полуострова Крым в IX веке во время их славянской миссии и перенесены в Рим. В последние десятилетия сформировалась традиция регулярных паломнических маршрутов среди православных верующих из России, Украины и других стран к христианским святыням Западной Европы. И наш приход оказывает содействие нашим соотечественникам при посещении ими реликвий севера Португалии.





...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе

Во время путешествия по Европе мы с женой посетили Русские Церкви в разных городах и странах. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что решили узнать историю их возникновения.

В середине XIX века в Европе не было еще Русских Церквей. В некоторых городах имелись православные Храмы, но греческие или румынские. Русские дипломаты и купцы привозили с собой походные Церкви в сопровождении священников, иногда даже с небольшим хором. После поездок Императора Петра Первого увеличилось число людей при посольствах. Возникла потребность в постоянных Церквах, и таковые создавались в одной из комнат при посольствах, так называемые домовые Церкви.

Жизнь в Европе быстро менялась. Настало время индустриализации. Появились железные дороги, и с ними выросло число путешествующих людей. Династические связи Дома Романовых с королевствами, княжествами и герцогствами Германии увеличили приток русских людей в эти места. В России узнали о европейских курортах, и люди потянулись сюда на воды и к морю в надежде найти облегчение от разных недугов. Приезжие тоже хотели присутствовать на богослужениях, и посольские домовые Церкви не могли вместить всех молящихся.

Русские Церкви в Европе можно поделить на три категории: Церкви, возведенные до семнадцатого года, Церкви, возникшие между Первой и Второй мировыми войнами, и Церкви, построенные после сорок пятого года.

В этой статье мы говорим о построенных до семнадцатого года. Почти у каждой из них интересная история, строили их выдающиеся архитекторы, расписывали и украшали иконописцы и художники, вышедшие из стен Художественной Академии в Петербурге, а вклады деньгами или утварью делали люди, имена которых знала вся Россия.

За редким исключением, Храмы все очень красивы и построены из ценных материалов и на века.

Во Флоренции существовала походная Церковь, которая сопровождала императора Александра I в его путешествиях в период наполеоновских войн. Идея постройки Храма принадлежит Великой княжне Марии Николаевне, дочери Императора Николая I, которая жила до 1873 года на вилле Демидовых.

Духовенство придавало особое значение постройке православного Храма во Флоренции. И вот почему.

Здесь в 1439 году митрополит московский Исидор поставил вместе с другими православными иерархами подпись под унией с католичеством, за что в Москве был посажен в тюрьму. Он сумел бежать в Италию и умер там в сане кардинала. Не подписал унию и возглавил движение против нее Марк Эфесский, за это причисленный к лику святых. Его изображение находится в западной части Храма.

Проект Храма был поручен архитектору Михаилу Тимофеевичу Преображенскому, успешно возрождавшему традиции древнерусского зодчества. Им созданы Александро-Невский кафедральный собор в Ревеле и Никольский собор в Ницце.

В 1903 году состоялось освящение Церкви Рождества Христова. В торжестве участвовал русский дипломатический корпус.

Над входом в Церковь помещена мозаичная икона Божией Матери Знамение в обрамлении лилий. В украшении Храма широко использована разноцветная майолика. Главные врата Храма были пожертвованы из домовой Церкви виллы Демидова в Сан Донато, выполнены они из резного ореха в 1840 году.

На дверях Храма двадцать два рельефа, рассказывающих о событиях священной истории от Сотворения мира до Вавилонского пленения. Иконостас выполнен из веронского мрамора по рисункам Преображенского и является даром Императора Николая II.

Сан Ремо

При входе в Церковь на мраморной таблице высечено: Храм Христа Спасителя, Архиепископия западно-европейских русских Церквей 12, Рю Дарю, Париж. Воздвигнут жертвенными усилиями православных города Сан Ремо и его окрестностей в 1913 году старанием попечительного и строительного комитета во главе со следующими лицами: В. К. Саблер, Б. С. Шереметьев, В. И. Талевич, Т. Деберо, А. М. Суханина, Г. Э. Тилло, инж. Торнаторе по чертежам архитектора Щусева и под руководством архитектора Агости....

Этот Храм имеет облик русских Церквей XVI и XVII столетий. Архитектор Щусев к тому времени уже был известен в России своими работами в частности, по его проекту была построена мемориальная Церковь на поле Куликовом. Продолжал он работать и при советском правительстве. К сожалению, мавзолей Ленина создан по проекту этого же выдающегося архитектора.

Церковь украшена резным узором в камне. В постройке гармонично сочетаются разные материалы: кирпич, гранит и кафель.

Внутреннее убранство более чем скромно. В это время шла Балканская война, а Европа уже жила предощущением Первой Мировой...

Ментон

Ментон курортный город на французской стороне Ривьеры. Здесь когда-то была многочисленная русская колония. Позади Церкви находится русский старческий дом. Церковь в Ментоне небольшая и скромная в своей архитектуре. Возведена в 1892 году по проекту датского архитектора Терслинга.

В украшениях ее сохранены традиционные черты древних русских Церквей. Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих радости скромна в своем убранстве. Иконостас резного мрамора, одноярусный.

По своду надпись: Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице. У стены справа киот военно-морских офицеров. Эти иконы в деревянных окладах были перенесены сюда из часовни на кладбище.

Само оно находится высоко над уровнем моря.

Ницца

Этот курортный город на юге Франции известен всему миру. Пройдем по улице императора Николая II, свернем на бульвар Царевича и вот он перед нами Никольский собор, самый крупный и самый красивый из всех Храмов Италии и южной Франции.

Храм был возведен в 1912 году и в том же году освящен. Святой синод объявил его Собором в ту пору необыкновенное явление для русской Церкви за границей. Этой чести не удостоилась даже Церковь на Рю Дарю в Париже.

На торжественном акте освящения присутствовали князь Александр Романовский, он же герцог Лейхтенбергский (внук императора Николая I), Великая княжна Анастасия, дочь Великого князя Михаила, видные представители русской колонии, французские власти. Удивительные сплетения обстоятельств и судеб привели к тому, что на этом месте и в этом городе возник такой великолепный Храм.

В 1896 году вдовствующая Императрица Мария Федоровна решила провести зиму в Кап Дай. Она приехала в сопровождении своих детей, Великих князей Георгия и Михаила и Великой княжны Ольги. Императрица надеялась, что мягкий климат поможет Великому князю Георгию, больному туберкулезом.

Общественность через настоятеля Церкви обратилась к Императрице за содействием в постройке нового Храма. Императрице не могла не понравиться эта мысль. Тридцать лет назад здесь, в Ницце, умер ее жених, наследник престола Великий князь Николай Александрович. Здесь же, в Ницце, решилась ее дальнейшая судьба, когда несколько позже она приняла предложение Императора Александра III стать его женой.

Известный архитектор, член Академии Художеств Михаил Тимофеевич Преображенский создал великолепный Храм в лучших традициях XVIXVII веков. Многие черты его напоминают Храм Св. Ильи в Ярославле, Храм Василия Блаженного в Москве, ряд других Церквей, построенных в городах русского Севера.

В выборе материалов для внешней отделки собора Преображенский воспользовался местными материалами и традициями. Использованы были мрамор, известняк особо твердого качества, серый гранит. Изразцы были заказаны частью во Франции, частью во Флоренции. На облицовку Храма пошли кирпичи из Германии они оказались самого высокого качества и имели нежный розоватый оттенок.

При прокладке фундамента обнаружилось, что участок, на котором собирались возводить собор, оказался не подходящим для монументального здания, грунт не мог принять на себя такой нагрузки. Пришлось искать новое место.

В 1902 году Император Николай II дал свое согласие на постройку Храма в Бермонд-парке, который принадлежал ему и находился в центре города. Император Александр II купил этот парк после смерти своего старшего сына и наследника престола Великого князя Николая Александровича. Вилла, в которой тот умер, была снесена, и на ее месте была построена мемориальная часовня в византийском стиле. Иконы были написаны художником Неффом, очень известным тогда в России.

Читаем на плите: Сей соборный Храм сооружен монаршим попечением и щедротами государя Императора Николая II и его Августейшей матери вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Освящен 4/17 декабря 1912 года.

Лик Спаса Нерукотворного и остальные иконы на фасадах собора исполнил художник Фролов по эскизам Васильева.

Особое внимание было обращено на внутреннее великолепие Храма. Ученик строгановской школы живописи Л. Пиановский создал чертежи, по которым иконостас был изготовлен в знаменитой мастерской Хлебникова в Москве из чеканного металла и литой бронзы и затем позолочен.

Образцом служили иконостас Церквей Св. Ильи в Ярославле, Спаса в Ростовском Кремле и некоторых старых Церквей Москвы.

Все иконы иконостаса выполнил иконописец (или как раньше называли изограф) Глазунов. Справа в Церкви стоит высокий массивный мемориальный крест с датой в нижней части 5 мая 1865. Это день смерти Великого князя Николая Александровича.

В нижнем помещении собора устроены трапезная и небольшой музей. В витринах хранятся предметы церковного обихода, облачения, митры, посередине военный мундир.

Основные средства на постройку собора были даны Императором Николаем II и князем Голицыным.

Первая русская приходская Церковь в Ницце во имя святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры в 1959 году отметила столетие своего существования.

В Ницце и окрестностях в то время уже проживало много русских. В большей своей части это были люди богатые и влиятельные, обладающие виллами и роскошными садами. Широкий размах русских празднеств и сказочные траты на общественные увеселения вызывали всеобщее удивление и восторг.

Но была и другая, тоже многочисленная часть русской колонии молодые люди, больные туберкулезом и приехавшие сюда со всех концов необъятной России в последней надежде на исцеление. Но здесь недуг почти всегда обострялся и в конце концов уносил свои жертвы в могилу. Это подтверждают памятники на кладбище.

Остро чувствовался недостаток в Русской Церкви. И приехавшие в Ниццу зимой 1856 года вдовствующая Императрица Александра Федоровна, супруга покойного Императора Николая I, открыла подписку и этим положила начало сбору денег на постройку Храма.

По бокам главного входа в Церковь на каменных плитах на русском и на французском языках высечено: Русская православная Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры. Освящена 31 декабря 1859 года.

Торжественное освящение Храма состоялось в присутствии Великой княжны Марии Николаевны, дочери Императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый русский православный Храм в Западной Европе.

Иконостас выполнен в резном дереве по эскизам члена Императорской Художественной Академии профессора Горностаева и является даром вдовствующей Императрицы Александры Федоровны.

Все изображения иконостаса были написаны в стиле византийских фресок другим академиком профессором Васильевым. На престоле в алтаре стоит большая и массивная дарохранительница в форме креста тонкой художественной работы, дар Донского войска.

Русское кладбище в Ницце очень обширное, и можно долго бродить среди могил, читая известные имена: полковник Александр Раевский друг Пушкина, Сергей Сазонов министр иностранных дел России, княгиня Елена Сербская вдова князя Иоанна Константиновича, убитого большевиками в Алапаевске, генерал от инфантерии Николай Юденич...

Над некоторыми могилами поставлены миниатюрные часовни по облику часовен севера России. Вот одна из них с надписью: Усыпальница белых воинов. И выше: Милосердием твоим прости и прошением твоим освяти наши грешные души.

Протоиерей Григорий Остроумов обратился к Великому князю Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии в создании русского Храма в Каннах.

В ноябре 1894 года Храм был освящен в присутствии Великого князя Михаила Михайловича и городского муниципалитета в полном составе, которые в память этого торжества вынесли постановление: улицу, на которой находится Храм, переименовать в бульвар Александра III.

Члены императорской семьи и многие состоятельные лица, подолгу проживавшие в Каннах, подарили Храму хоругви, церковную утварь, напрестольный крест, драгоценное Евангелие, множество икон, мраморный иконостас и все иконы для него, паникадила.

Два года спустя Иван Елагин построил на свои средства колокольню и дал семь колоколов для нее. Колокольня гармонично дополнила ансамбль Церкви.

Под Церковью помещается довольно обширный склеп, где находятся гробницы целого ряда известных людей: протоиерея Григория Остроумова, так много потрудившегося на создании Храма, князя Петра Александровича Ольденбургского, Великого князя Петра Николаевича, брата Великого князя Николая Николаевича, адъютанта Императора Николая II, его супруги Милицы Николаевны, дочери черногорского короля Николая I.

Женева

Крестовоздвиженский кафедральный собор был освящен 14 сентября 1866 года. Все средства на постройку были пожертвованы частными лицами, без даров императорского правительства.

Собор стоит в центре города, на холме. Благодаря множеству куполов Церковь имеет особо торжественный вид с любой стороны.

При входе в собор справа находится место погребения епископа Леонтия Женевского, который умер в 1956 году.

Пятиаркадный иконостас каррарского мрамора был создан скульптором Хеннебергером. Столбики по бокам икон повторяют мотив древних русских Церквей. Под крестом высечены слова: Сим победиши. Изображение Христа как бы парит в воздухе.

Царские врата резного кипарисового дерева с позолотой работы художника Рубио.

По обеим сторонам иконы: справа изображение Спасителя, слева девы Марии. Обе иконы известного художника Кошелева, члена Академии Художеств в Петербурге.

На правой двери, ведущей в алтарь, изображение Св. Елены с крестом. Правее, в обрамлении из каррарского мрамора, Богородица с Христом. Эта икона была привезена с Афона, подарок скита Св. Андрея. Мраморные обрамления для икон подарили Храму супруги князь и княгиня Сергей и Анна Голицыны.

Вэвэ

На противоположном берегу Женевского озера расположен город Вэвэ.

В этом городе была своя русская колония. Живал здесь подолгу граф Петр Андреевич Шувалов (годы жизни 18271889), дипломат, представитель России на Берлинском конгрессе. Дочь графа Шувалова, Варвара Петровна Орлова, в двадцать два года скончалась от родов. Граф хотел похоронить дочь и умершую одновременно с ней внучку Марию за алтарем в церковном саду, для чего был построен склеп. Городские власти не разрешили этого делать, и тело покойной осталось на городском кладбище.

Граф построил Церковь Св. Великомученицы Варвары в память своей дочери, Храм был закончен и освящен в 1878 году.

Заимствуя приемы XVI века, строитель плавно переходит от куба Храма к барабану и куполу двумя ярусами кокошников. Купол красивой формы с чешуйчатым покрытием. Стены Храма изобилуют украшениями.

К главному входу можно подойти от ворот или крытым переходом с южной стороны улицы. В 1950 году благодаря хлопотам епископа женевского Леонтия останки покойной Варвары Петровны и ее дочери были перенесены и погребены в склепе.

Таким образом много лет спустя была исполнена воля строителя Храма графа Петра Андреевича Шувалова.

Висбаден

Церковь св. Елизаветы находится в самом городе на горе Нероберг, и была она построена в 18481855 годах как посмертный памятник Великой княжне Елизавете Михайловне. Была она племянницей императоров Александра I и Николая I и вышла замуж за герцога Адольфа Нассау. В 1844 году состоялся торжественный въезд молодых в Висбаден, но и года не прожила здесь молодая жена герцога: в 1845 году она умирает при родах, умирает и только что родившаяся дочь.

Герцог Адольф и император Николай I дают средства на постройку Храма-памятника. Слева в церкви в глубокой нише стоит саркофаг белого каррарского мрамора с изображением герцогини в полный рост. На нижней части саркофага двенадцать апостолов.

Храм изобилует великолепными резными украшениями в камне. Иконы писал художник Карл Тимелеон фон Нефф, профессор Академии Художеств в Петербурге. Многие иконы Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге принадлежат его кисти.

На кладбище часовня. Надпись на бронзовой доске гласит: Кладбище для православных устроено христолюбивым попечением благоверной Государыни Великой княгини Елены Павловны на иждивение ее Императорского высочества и Российского министерства иностранных дел. Освящена августа 19/31 дня 1856 года. Здесь похоронены: барон Карл Фридрих фон дер Остен, императорский русский генерал и рыцарь; князь Александр Павлович Урусов; Юлиана Павловна Кюхельбекер, сестра друга Пушкина Карла Кюхельбекера; граф Мусин-Пушкин...

Баден-Баден

Баден-Баден всемирно известный курорт. Сюда на воды и в игорные дома приезжало очень много русских.

В 1857 году брат Императора Александра II Михаил женился на дочери Великого герцога Леопольда Цецилии Аугусте Баденской, в православии принявшей имя Ольги Федоровны. Благодаря ей и бургомистру города была построена Церковь Преображения Господня.

Княгиня Трубецкая и Столыпин приняли деятельное участие в сборе средств. Проект Церкви выполнил архитектор Иван Васильевич Штром, и в 1880 году был заложен краеугольный камень. Внутреннее убранство Храма было создано по эскизам князя Григория Григорьевича Гагарина. Уже в 1882 году начались богослужения, а в октябре 1899 года Император Николай II с Императрицей были в Баден-Бадене и посетили Церковь Преображения.

Штутгарт

Первая русская Церковь в Штутгарте построена в 1776 году в честь венчания Софии Доротеи Вюртембергской с наследником русского престола Павлом Петровичем, будущим Императором Павлом I (годы царствования 17961801).

Став православной, принцесса Вюртембергская назвалась Марией Федоровной. У нее было восемь детей, будущие Императоры Александр I и Николай I. Дочь Екатерина стала Вюртембергской королевой, а дочь Анна женой голландского короля Вильгельма I.

Екатерина Павловна не прожила долго и умерла в 1819 году, неполных три года после замужества. На горе Ротенберг на окраине города король построил Храм-мавзолей, в котором похоронили королеву. Часовня при мавзолее посвящена Николаю-Чудотворцу. Иконостас для нее был привезен из Твери. Богослужения здесь справлялись до 1851 года...

Несколько раньше радением русского посла Александра Горчакова при русском посольстве возникает Церковь и существует до 1851 года. В 1882 году ее иконостас был отослан в русскую Церковь в Ницце.

Одна из дочерей Императора Николая I Ольга Николаевна в 1846 году вышла замуж за Карла Фридриха Вюртембергского. Для нее при дворце соорудили роскошную Церковь. Со смертью королевы в 1892 году Церковь закрыли, а иконостас и прочую утварь сложили в летнем дворце покойной королевы.

В 1895 году Церковь построила Великая княжна Вера Константиновна, дочь Константина Николаевича, брата Александра II. Усилиями ее и русского посла от Императора Александра III было получено разрешение на строительство в городе Церкви, доступной всем. Иконостас и другие церковные предметы из дворца королевы переехали в новую Церковь имени святого Николая. В подвальном помещении расположилась богатая библиотека.

В сентябре 1944 года американские летчики бомбили город. Что не разлетелось на куски, сгорело в огне, охватившем развалины. От Церкви осталась только часть стен...

В 1948 году начались работы по ее восстановлению, шли сорок лет, и теперь Храм предстал в том же виде, каким был до своего разрушения.

Франкфурт

Церковь во Франкфурте во имя святого Николая была заложена в 1965 году, и год спустя в новом Храме состоялось первое богослужение.

Землю, на которой стоит Церковь, город Франкфурт передал Русской Православной Церкви в вечное владение.

Помимо денежных сборов среди русских, дали средства на постройку Храма город Франкфурт, евангелическая Церковь Гессена-Нассау, земля Гессен, католическая епархия города Лимбурга.

Франкфуртский архитектор Древерман спроектировал Церковь в псковском стиле, а иконописец Русак начал роспись Храма в 1972 году и закончил в 1978.

Мюнхен

Монастырь святого Иова единственный русский монастырь в Германии. Находится он в той части города, которая называется Оберменцинг. Основан он был в 1946 году. Вышедшие отсюда монахи заложили Троицкий монастырь в Джорданвилле.

При монастыре основано печатное дело и свечной завод. Само здание монастыря было построено во времена Адольфа Гитлера и предназначалось для ха-йот, то есть для гитлеровской молодежи.

Бад Хомбург

Этот курортный городок находится рядом с Франкфуртом. Церковь Всех Святых была построена в 1899 году по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, брата известного художника и искусствоведа Александра Николаевича Бенуа. Кстати, младшая дочь архитектора, Надежда, мать известного актера Петра Устинова, проживающего в Англии.

Дармштадт

Дармштадт столица Гессенского герцогства. Дочь великого герцога Людовика IV Алликс фон Хессен стала в 1894 году женой Императора Николая II.

Обручение произошло 20 апреля, а спустя несколько месяцев, после неожиданной кончины Императора Александра III, Император Николай II повенчался с принцессой Алликс, в православии принявшей имя Александры Федоровны.

Церковь была возведена в 18971899 годах. Внешнее и внутреннее убранство Церкви было осуществлено в 1903. Проектировал ее архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. За удачное оформление Храма он удостоился звания придворного архитектора.

У этой Церкви так же есть своя трогательная особенность: она построена по почину и на средства Императора Николая II. Он хотел, чтобы Церковь стояла на русской земле. Товарными вагонами по железной дороге привезена была из разных концов России земля, насыпали добавочный холм, на котором и была сооружена Церковь. Мрамор для внутреннего убранства был привезен с Кавказа.

Были привлечены художники Виктор Михайлович Васнецов и Карл фон Нефф. По эскизам Васнецова были сделаны мозаичные изображения на фронтоне Храма и внутри. Они были составлены в Петербурге на пластинах и таким образом доставлены в Дармштадт. Художники из Петербурга Перминов и Кузик по эскизам Васнецова выполнили фрески. Церковь посвящена Марии Магдалене. Ее мозаичное изображение помещено на фронтоне церкви.

Бомбардировки во время Второй Мировой войны нанесли Церкви серьезные повреждения, но к 1976 году она была полностью отреставрирована.

Ваймар

Ваймар столица бывшего герцогства Тюрингии. Центральные улицы этого небольшого городка закрыты для движения, выложены плитами и засажены цветами.

Герцоги в свое время привлекали в город писателей, поэтов, композиторов и художников, и город приобрел большое значение как культурный центр Германии.

На площади перед театром стоит памятник двум поэтам Гете и Шиллеру. Отдавая должное своим великим землякам, город счел нужным поставить саркофаги с их телами рядышком в мавзолее.

В 1804 году герцог Карл Фридрих женится на дочери Императора Павла I Марии Павловне. Она прожила пятьдесят пять лет в Ваймаре и оставила по себе исключительно добрую память.

В своем завещании она заявила, что хочет быть похороненной по православному обряду. Ее сын, герцог Карл Александр, исполнил завещание. Мария Павловна умерла в 1859 году.

В 1860 году был заложен краеугольный камень православной Церкви во имя Марии Магдалены. По планам, присланным из России, постройка Церкви была закончена в 1862 году. Под фундаментом Церкви русская земля, которую привезли из России на шестидесяти больших подводах...

Удивительно красивые пять куполов Церкви расписаны узорами по зеленому фону окисленной меди золотой наводкой.

В Церкви много света. В иконостасе удачно сочетаются цвета слоновой кости с позолотой.

Бад Киссинген

Широкую известность курорт приобрел после того, как сюда съехались для встречи и отдыха в 1864 году Император Александр II с царицей Марией Федоровной, тремя детьми и штатом в восемьдесят восемь человек, австрийский кайзер Франц Йозеф с супругой Сиси и пятьдесят восемь человек сопровождающих и король Вюртенберга Карл I с королевой Ольгой, дочерью Императора Николая I, и с ними сопровождающие. Двумя днями позже туда прибыл и Баварский король Людовик II со своей свитой.

Русская Церковь святого Сергия Радонежского была построена во многом благодаря хлопотам настоятеля русской посольской Церкви в Берлине протоиерея Алексея Мальцева, к тому времени известного переводчика литургических книг на немецкий язык, основателя братства св. Владимира.

В 1898 году был заложен краеугольный камень в присутствии румынского митрополита Иосифа Георгиу. В июле 1901 года Храм был освящен.

Стиль Церкви византийский. И это не случайно. В России торжественно отмечалось 900-летие христианства на Руси, и к этому году в Киеве был торжественно открыт и освящен Храм св. Владимира, тоже в византийском стиле.

Художникам был дан наказ: всю роспись создать в духе Васнецова, из Санкт-Петербурга прибыли художники Дмитрий Киплик, Александр Блазнов и Иван Попов, которые и расписали Храм.

Спроектировал Церковь член Академии Художеств в Петербурге архитектор Виктор фон Шретер.

Бад Емс

Бад Емс расположен по обеим сторонам реки Лан. Горячие сернистые источники были известны еще римлянам. Город зажат с двух сторон горами с крутыми склонами, поэтому его росту самой природой был положен предел.

Русская Церковь находится на правом берегу реки напротив главных курортных зданий на левом берегу и накладывает неповторимый отпечаток на всю местность вокруг.

Прусский король Вильгельм I облюбовал это место и, еще будучи наследником, ежегодно приезжал сюда на воды до самой своей смерти в 1888 году, девяноста лет от роду. Уверяют что был он здоров благодаря водам этого курорта. Здесь часто бывал Император Александр II, коронованные особы из Франции, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии и Сербии.

Воспоминания о днях, когда сюда приезжало много русской знати, до сих пор живет в городе. Лучшим отелем тогда был Русский двор.

В 1876 году здесь была освящена русская Церковь святой великомученицы Александры. Возведена она была радением Императора Александра II. На Храм дали средства кайзер Вильгельм II и русские люди, приезжавшие в Бад Емс. Церковь построена в псковском стиле.

Очень красив двухъярусный иконостас, позолоченная резьба по дереву. В Церкви много света, и она производит жизнерадостное впечатление. Храм не расписан. Было ли это изначальным замыслом неизвестно.

Хельсинки

На площади перед зданием правительства в Хельсинки стоит обелиск, за которым виден русский собор. Обелиск этот был воздвигнут в память посещения города Императрицей Александрой Федоровной, супругой Императора Николая I, в 1833 году.

Центром города является Сенатская площадь. На ее северной стороне возвышается главный собор города и страны. В середине площади, окруженной правительственными зданиями императорского периода, в 1863 году воздвигнут памятник Императору Александру II.

Размер памятника, аллегорические фигуры, расположенные на каждой из сторон постамента, торжественные фонари по углам и чугунная решетка на цоколе из светлого камня указывают языком архитектуры и скульптуры на тот интерес и благосклонность Императора к финнам, по которым княжество Финляндское заняло особое положение в Российской империи.

Собор внушительного размера. Проект собора создал архитектор Горностаев, оставивший заметный след в строительстве монастыря и скитов на Валааме. На внешней стене Храма помещена чугунная доска со следующей надписью: Сооружен в царствие Императора Александра II. Основание положено в 1860 году при генерал-губернаторе графе Берге.

Отстраивался с 1862 по 1865 год при генерал-губернаторе Рокосовском. Достроен и окончен в 18661868 годах при генерал-губернаторе графе Адлерберге. Освящен 13 октября 1868 года преосвященным Павлом, епископом Выборгским.

Пол, столбы и другие детали сделаны из полированных камней разных пород. Иконостас позолочен. Своды и арки красиво расписаны.

Мариенбад

Перечислить все аристократические и дворянские фамилии, члены которых приезжали на этот курорт, значит дать чуть не полный список русских титулованных и нетитулованных родов России.

Для примера, вот некоторые из них: Багратион-Мухранские, Барклай де Толли, Бобринские, Врангели, Воронцовы, Гагарины, Голицыны, Давыдовы, Долгорукие, графы Зубовы, Игнатьевы, Келлеры, Кочубеи, Куракины, Лобаны-Ростовские, князья Меньшиковы, Мусин-Пушкины, Нарышкины, Паскевич-Эрибанские, Соллогубы, Столыпины, Строгановы, Толстые, Трубецкие, Хованские, Чернышевы, Шаховские, Шереметьевы...

Но этот список был бы неполным, если не упомянуть деятелей культуры и некоторых государственных людей.

Русская Церковь была заложена в 1900 году и в июне 1902 освящена во имя Святого Равноапостольного князя Владимира.

Князь Воронцов-Дашков собрал в Петербурге средства на пять колоколов. Как и в остальных церквах Германии и Австрии, во время Первой Мировой войны колокола были сняты как сырье на военные нужды.

Автором проекта Церкви был член Академии Художеств Николай Владимирович Султанов. Все работы безвозмездно вел архитектор Видеман. Русское правительство отметило это тем, что наградило его орденом святого Станислава второй степени.

Стиль Церкви русско-византийский. На фоне стен красного кирпича рельефно выделяются наличники окон и вертикальные столбики под карнизами крыш. Создается впечатление, что на Церковь наброшено кружевное украшение.

Иконостас не поддается описанию. Это тонкая ювелирная работа по перегородчатой эмали. Иконостас был создан в мастерской Кузнецова в Твери и был показан на Всемирной выставке в Париже, где получил Гранд При де Франс. Харьковчанин генерал Петр Петрович Рыковский в 1900 году купил этот иконостас для Церкви в Мариенбаде.

Прага

Церковь святого Николая постройки 1735 года в царствование Императора Александра II была предоставлена русским людям для православного богослужения. Император подарил Храму красивое и оригинальное по замыслу паникадило, которое и сегодня украшает его.

Париж

Русская православная жизнь во Франции ведет свое начало от указа Императора Александра I от 12 февраля 1816 года Об учреждении Церкви греко-российского исповедания при миссии в Париже.

Закладка собора Александра Невского на Рю Дарю состоялась в 1859 году, а в августе 1861 года Храм был достроен и торжественно освящен в день перенесения мощей благоверного Великого князя Александра Невского при большом стечении народа и в присутствии городских властей, российского посла графа Павла Дмитриевича Киселева и представителя императора французов Наполеона III.

Основателем собора явился магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Иосиф Васильев. У него зародилась мысль создать этот Храм на общественные средства, и после многих препятствий по инициативе Императора Александра II пришло разрешение на сбор денег. Сам Император пожертвовал пятьдесят тысяч рублей, святейший синод дал такую же сумму.

Греческий купец Бернадакис дал сто тысяч франков, православные люди других национальностей давали по мере своих возможностей.

План Храма был разработан профессором Санкт-Петербургской Академии Художеств В. Кузьминым.

Весь Храм построен из белого тесаного камня. Западная часть его украшена мозаичным изображением благословляющего Христа на троне работа Бейдемана является копией изображения Спасителя в Храме святого Аполлинария в городе Равенна, в Италии.

В 1867 году Император Александр II был торжественно принят в Париже и молился в соборе 7 июня 1867 года с наследником Александром и Императрицей Марией Александровной по поводу избавления от злодейского покушения на их жизнь в Булонском лесу.

В Храме отпевали многих известных русских людей. Вот некоторые имена: Великий князь Борис (1943 год) и Великий князь Андрей (1956 год) Владимировичи, Великий князь Гавриил Константинович (1955 год), знаменитый певец Федор Иванович Шаляпин (1938 год), Иван Сергеевич Шмелев (1950 год), Иван Алексеевич Бунин (1953 год), академик Петр Струве (1944 год), художник Василий Кандинский (1944 год), служилые и ратные люди, большая часть которых нашли свое упокоение на русском кладбище Сент Женевьев де Буа.

Интерьер Храма создан по примеру Владимирского собора в Киеве, который, в свою очередь, отражает устройство Храма святой Софии Константинопольской.

Икона Вознесения Господня в позолоченной ризе и раме и с резной лампадой дар Императора Александра II и супруги его Марии Александровны в возблагодарение господа за святой его покров и охранение в 25 день мая 1867 года день покушения на жизнь Императора в Булонском лесу.

Собор получил много икон с дарственными надписями. Икона Божией Матери, именуемая скоропослушницей, в позолоченной ризе, установлена в резном, венгерского ореха киоте с надписью: Вечная память вождям и воинам христолюбивого российского воинства за честь и достоинство отечества живот свой положивших и в рассеянии скончавшихся. Подарок от Общевоинского Союза.

Икона Божией Матери Федоровской в серебряной ризе с драгоценными камнями и под резной, орехового дерева сенью, является списком Федоровской иконы 1289 года и была написана художником Каменщиковым в 1850 году, в соборе икона с 1866 года.

Икона с изображением архистратига Михаила в раме из резного венгерского ореха в память начальника и членов Дроздовской дивизии. Под иконой надпись: Вечная память доблестному военачальнику Михаилу Гордеевичу Дроздовскому и всем чинам.

Крест-памятник по убиенной царской семье сооружен обществом ревнителей памяти Императора Николая II.

Начало русского кладбища восходит к 1927 году, когда здесь появились первые русские могилы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в псковском стиле, была освящена в 1939 году. Проектировал Церковь и расписал ее архитектор и художник Альберт Бенуа.

Лейпциг

Русская Церковь в Лейпциге Храм-памятник русской славы, построенный во имя святителя Алексия, митрополита московского (умершего в 1378 году), по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского по примеру Церкви в Коломенском, в Москве.

Храм был освящен 18 октября 1913 года, в день столетия сражения. При освящении присутствовали Великий князь Кирилл, король Фридрих Август Саксонский и кайзер Вильгельм II.

Надпись гласит: Память 22 000 русских воинов павших под Лейпцигом за освобождение Германии. В битве под Лейпцигом 47 октября 1813 года участвовали 127 000 русских, 89 000 австрийцев, 72 000 пруссов, 18 000 шведов. В этих боях пало 22 000 русских, 16 000 австрийцев, 12 000 пруссов, 300 шведов...

Рядом на стене чугунная доска с надписью: Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. 1813-1945.

Шестиярусный иконостас восемнадцатиметровой высоты подарок донских казаков. Паникадило весом восемьсот килограмм подарок Императора Николая II. Чаши для лампочек сделаны из прозрачной яшмы.

В часовне икона за неугасимой лампадой изображает воскресшего Господа Иисуса Христа, сокрушающего врата ада. Сбоку стоит приспущенное трехцветное боевое знамя. В нишах склепа установлены гробы неизвестных солдат и трех офицеров: генерал-лейтенанта И. Шевича, генерал-майора князя Н. Кудашева, сподвижника Дениса Давыдова и атамана Платова, подполковника А. Юргенева.

Нижняя часть Церкви окружена галереей с трех сторон. На столбах и на стенах Храма прикреплены мемориальные доски с надписями о полках и их потерях в сражении.

Дрезден

Русская Церковь святого Симеона Верхотурского в прежние времена выделялась среди окружающих ее жилых зданий. Немцы писали, что служила она украшением этой части города. Церковь вышла только с легкими повреждениями из бомбардировок сорок пятого года, все дома кругом были уничтожены. Выросшие с тех пор деревья заслонили Церковь от социалистических коробок для жилья.

Построен Храм в 1874 году по проекту архитектора Гарольда фон Боссе. Инициаторами постройки Церкви были царская семья, статский советник Семен Семенович Викулин и его сестра Татьяна Семеновна Наровая. Средства были собраны царской семьей, синодом и прихожанами, оставшуюся сумму дал Викулин.

Иконостас двухъярусный, из белого каррарского мрамора, по примеру собора св. Владимира в Киеве. Царские врата узорчаты и позолочены.

Потсдам

Во время компании 1812 года Пруссия обязана была поставить Наполеону известное количество солдат. В итоге действий в Курляндии было захвачено пленными пятьсот русских солдат. Прусский король Фридрих Вильгельм III отобрал шестьдесят два солдата, из которых создал хор для своего удовольствия, поскольку он очень любил русские песни.

Дочь Фридриха Вильгельма вышла замуж за Императора Николая I. В знак близких отношений прусский король в 1826 году создает в Потсдаме поселение для русских солдат. Эту колонию он окрестил Александровкой в честь Императора Александра I. Распоряжением короля были спроектированы две улицы, расположенные под углом, на манер андреевского креста.

По обеим сторонам были построены дома-срубы по планам, полученным из России. Они единственные сохранившиеся дома военных поселений Аракчеева. В России ни один не сохранился.

Только в трех еще живут потомки русских. На родном языке они не говорят, но имеют русские фамилии. Плетни, огороды, фруктовые сады и завалинки все еще несут на себе отпечаток России.

В 1826 году в присутствии прусского короля на холме, под которым находится Александровка, была заложена русская Церковь. План ее создал архитектор из Петербурга Василий Петрович Стасов. По его замыслу, Церковь должна была представлять копию Десятинной Церкви в Киеве, но в уменьшенном виде.

Прусский архитектор Карл Фридрих Шинкель вел на месте постройку Храма и внес некоторые элементы прусского классицизма во внешнее оформление Храма.

Освящение Церкви, посвященной Святому Александру Невскому, состоялось в 1829 году в присутствии прусского короля и Императора Николая I.

Карлсбад

В средние века и во время тридцатилетней войны город не раз разрушался, но затем опять быстро отстраивался. Первым русским, посетившим его, был Император Петр I. Есть дом, в котором, по преданию, в 1711 и 1712 годах останавливался Петр Великий.

В Карловых Варах не было ни одной фабрики или мастерской, которую не посетил бы Петр I, а в некоторых из них и сам работал. Участвовал он и в постройке одного дома, о чем говорит плита на фасаде дома. Ресторан в этом доме носит название Петр.

На курорте Петр I познакомился с немецким философом Лейбницем, с которым в дальнейшем поддерживал тесную связь. Однажды русский царь на коне взобрался на скалистую верхушку одной из гор курорта. В 1877 году житель Карлсбада скульптор Зейдлин поставил на этой горе памятник.

На фото: Свято-Николаевский собор в Ницце

Христианство, как вероисповедание, возникло в 1-м веке по Рождеству Христову первоначально, в основном, среди иудеев в Палестине, затем вышло за ее географические и этнические пределы к языческим народам (не евреям) и за короткое время, несмотря на возникшие гонения, стало реальным духовным и нравственным противовесом аморальности языческих верований и бездушности греко-римской философии и распространилось по всей Римской империи не только как учение, но как духовное пробуждение к полноценной жизни. Последователями - учениками Христа становились люди разной социальной и классовой принадлежности - рыбаки и иудейские священники, ученые и воины, римские патриции и рабы.

В 325 г. по Р.Х. император Константин провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Это способствовало распространению христианской веры, но в то же время повлекло за собой ряд трудностей, которые частично послужили разделению церкви на Западную и Восточную традиции в 1045 г.

Принятие христианства на Руси произошло в 988 г. до разделения Церкви на Восточную и Западную традиции. Первоначально, поскольку христианство было абсолютно новым явлением, были переняты греческие и культ, включавший в себя формы архитектуры и литургии, и богословие с его мистичностью. Однако уже в 1051 году при Ярославе Мудром, который наряду со многими киевскими князьями всеми силами поощрял церковное строительство и дело образования при церквах, и благоговейное отношение к изучению Писаний, первый русский митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати», направленном против ветхозаветного мышления византийской церкви и против византинизма вообще, написал: «Вера - от Бога, а не от греков!» Эта фраза подчеркивает самобытный характер русского христианства и может быть применима ко всему периоду истории русской церкви. Уникальность России в том, что она получила доступный перевод Священного Писания на несколько столетий раньше других европейских стран. Этот перевод Библии пришел вместе с миссионерами задолго до первого перевода Библии, приведшего Европу к реформации и возникновению протестантизма как такового. Так ростки евангельской реформации, начало которой в Западной церкви считается в 1517 г., появились в России в 1370-х годах в Новгороде в движении «стригольников» почти на два века ранее.

Новгород стал вольным городом с 1136 года, отделившись от Киева. И именно здесь в 1370 годы возникло первое духовное движение евангельского направления, начавшееся в среде низшего, но весьма образованного духовенства в знак протеста против «поставления пастырей на мзде». Псковские дьяконы Никита и Карп за этот грех отринули церковную иерархию: если священник купил свое положение за деньги, то какой смысл во всех совершаемых таинствах? Никита и Карп нашли себе единомышленников во Пскове и в Новгороде, они призывали пересмотреть все установления православной церкви с точки зрения Евангелия и вернуться к первохристианству. Они утверждали, что право проповеди принадлежит тем христианам, которые имеют дар от Бога и являются людьми нравственными и нестяжательными. И такие проповедники появились: они проповедовали в обоих городах «на распутиях и ширинах градных», т.е. на перекрестках и площадях, под открытым небом. У них было и «книжное учение», т.е. свои богословские труды и среди них было много «книжных» людей, т.е. образованных, хорошо знающих Писание. Вероятно, они организовывали свои общины, потому что есть упоминания, что при наступлении гонений, они собирались в лесах. Этих людей прозвали «стригольниками», и под этим названием они вошли в историю. О значении такого прозвища можно строить разные догадки, но ясно одно - их идеи так и будут переходить от поколения к поколению до самого 20 века и окажут свое влияние на современных евангельских христиан.

Вера во Христа побуждала многих русских людей к человеколюбивому доброделанию, просвещению и высоко моральной жизни. В 1076г. появился т.наз. «Изборник Иоанна», про-изведение, выступающее против аскетизма и ратующее за добрые дела, утверждая, что вера обязывает служить людям, а не уходить от них (3 стр. 20). Так в 1547-1554 годах Матвей Башкин отпустил своих крепостных и выступил против холопства как явления противного учению Христа (3 стр. 39). В Православии Нил Сорский и нестяжатели являлись духовным движением Богоискателей и почитателей Евангелия. Собор 1504 года выявил противоречия среди высшего духовенства в отношении авторитета Библии и Церковных Преданий. Возросшая нетерпимость официальной церкви к инакомыслию потопила в крови многие тысячи русских богоискателей, неудовлетворенных диктуемыми правилами и постановлениями как и во что верить. Несмотря на это, Иван Федоров первым в России в 1564 г. напечатал «Апостол» (книга Деяния Апостолов), что стало началом книжного духовного просветительства и книгопечатания вообще.

Раскол в русской церкви с 1666 г. стал временем начала общегосударственного движения к атеизму с одной стороны, и движением от массовой религиозности к индивидуальной вере с другой, что было продолжением развития форм евангельского христианства. Это движение продолжалось до революции 1905 года и, переплетаясь с параллельно развивающимся движением представителей западно-протестантских христиан (лютеран, кальвинистов), образовало своеобразное и самобытное явление - русское евангельское реформаторское христианство. С тех далеких дней по настоящее время Господь Бог производит в русском народе дух богоискательства, и народ находит удовлетворение своим духовным поискам как внутри «официальной» церкви, так и в «толках» и в «согласиях», общинах и домашних церквах, называясь «Божьими людьми» и Христоверами (XVII век), Духоборами, Молоканами, Штундистами, Баптистами, Евангельскими христианами, Пятидесятниками, Харизматическими христианами.

Естественным процессом в истории христианства в России было объединение верующих определенного исповедания в духовные союзы и ассоциации. Таким был, например, Всероссийский союз Евангельских христиан, организованный в 1908 г., президентом которого на протяжении 22 лет был И. С. Проханов, в свое время получивший рукоположение от Моравских Братьев - последователей служения Кирилла и Мефодия, которые были создателями славянской письменности, сделавшими в 864 году первый славянский перевод Библии.

Революция 1917 года примирила существовавшие в России христианские конфессии, одинаково сурово относясь к верующим всех исповеданий, претерпевших гонения и репрессии за свою веру. В 1944 г. произошло объединение Евангельских христиан баптистов и христиан веры Евангельской (пятидесятников) во ВСЕХ-Б.

После 1985 года появилась новая возможность для совместного духовного труда русских христиан. Она воплотилась в совместных проектах церквей различных исповеданий по евангелизации, просветительской деятельности и гуманитарной помощи. В результате этого возникли новые церкви, появились межконфессиональные духовные учебные заведения, стали действовать христианские средства массовой информации, такие как радио, телепрограммы, периодическая печать, средства электронной информации, а также общеобразовательные школы, детские сады и даже театральные труппы. Органичным звеном в движении всероссийского масштаба стало основание в 1992 году Ассоциации Христианских Церквей «Союз Христиан» . Ее регистрация в Министерстве Юстиции РФ в 1995 году юридически закрепила объединение баптистских, методистских, пресвитерианских, пятидесятнических и других церквей, которые вошли в состав Ассоциации для совместного осуществления великого поручения служения Богу и людям.

Примечательно, что, казалось бы, печальная сторона гонений на русских христиан - эмиграция, послужила в конечном итоге ко благу верующих в России. Многие из вынужденно покинувших родину христиан не забыли о ней и не держали злого сердца, хотя она отнеслась к ним как «мачеха» и первыми откликнулись, когда двери в Россию были открыты. Вместе с Библиями и гуманитарной помощью русское христианство получило возможность соединиться с единоверцами за рубежом, восстановить духовные взаимоотношения, приобщиться к новым идеям в христианском богословии и духовному опыту христиан мира. С этим в Россию пришли новшества как в богословской терминологии так и в формах богослужения и церковного устроения. Эти новые вещи нашли прием и в существовавших общинах и в только что рожденных. Определенное влияние на развитие русской церкви оказывают зарубежные миссионеры, как с Запада так и с Востока.

Одной из важнейших задач стоит определение среди огромного круга богословских взглядов исповедания веры и предназначения входящих в нее общин, как концепцию современной живой христианской церкви, а также формулировка на современном языке взглядов русской реформаторской церкви на проблемы нашего времени таких как: отсутствие или развращение моральных и духовных устоев; потребительское отношение личности к обществу; разрушение целостности и ценности семьи; безответственное отношение к окружающей среде; обесценивание человеческой жизни через попустительство абортам и евтаназии; и тому подобное.

Создана с целью распространения учения Иисуса Христа и содействия объединениям, входящим в состав Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» , в осуществлении права на свободу вероисповедания.

Для выполнения своей цели Ассоциация христианских евангельских церквей «Союз Христиан» ставит следующие задачи: сохранение и развитие христианства; оказание организационной, информационной, консультативной, правовой и иной необходимой помощи объединениям, входящим в состав Ассоциации. В итоговом документе Венской встречи Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в марте 1999 года отмечено, что степень свободы совести является одним из важнейших критериев демократизации страны. В этой связи Ассоциация активно участвует в деятельности ОБСЕ, представляя российские христианские организации в качестве аккредитованной неправительственной организации. Президент Ассоциации является одним из учредителей и руководителей Северо-Западного Филиала Российского Отделения Международной Ассоциации Религиозных Свобод (МАРС). В рамках этой деятельности АХЕЦ имеет сотрудничество со многими международными правозащитными организациями. Кроме того, большое значение Ассоциация придает развитию и укреплению добрых взаимоотношений с иными религиозными объединениями христиан; служению делами милосердия и благотворительности.

Ассоциация является самостоятельным, самоуправляющимся и самофинансируемым объединением, состоящим из самостоятельных, самоуправляющихся и самофинансируемых организаций, разделяющих общее исповедание веры, действия которого координируются Советом Ассоциации под руководством Президента.

Человеку, знакомому с русскими церковно-архитектурными стилями, непривычно видеть в Западной Европе православный храм. Но такие присутствуют в странах, где православных верующих не очень много. Следует заметить, что кроме русских церквей, на Западе немало также греческих и сербских, а их архитектура часто отличается от нашей. Да и, зайдя в греческий храм, его можно перепутать с католическим - греки сидят на службе, и лавки расположены в храмах практически так же, как и у латинян.

Храмы Русской Православной Церкви есть почти во всех странах Европы. Это или старые храмы, построенные еще при царской России, или храмы, возведенные эмигрантами, или храмы современные, недавно построенные. Кроме того, некоторые храмовые здания арендуются у католиков, или вообще церкви находятся в простых домах.

Имперская Россия строила храмы, в основном, для работников посольств и консульств. Храмов, построенных в дореволюционное время, множество. Таковы, например, Собор святителя Николая Чудотворца в Вене, Церковь Преображения Господня в Баден-Бадене, Церковь Преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене, Храм-памятник русской славы в Лейпциге, Собор святителя Николая Чудотворца в Штутгарте, храм апостолов Петра и Павла в Карловых Варах, Храм Святой Александры в Ирёме (Венгрия), Церковь Александра Невского в Копенгагене, Храм Христа Спасителя в Осло, Крестовоздвиженский собор в Женеве.

Особый интерес вызывает Часовня Святого Георгия в поселке Нейден , в Северной Норвегии. Внутренние размеры ее очень малы, всего на всего 3,55 на 3,25 м. Но возраст! - по преданию построена она в 1565 году. Анализ древесины, из которой сооружена часовенка, показал что возраст ее более двухсот лет.

Хоть Италия и считается самой католической страной Европы, даже там можно найти немало православных храмов. Даже в Риме можно найти православные храмы, такие, например, храм святителя Николая Чудотворца и храм великомученицы Екатерины . Особенно красивы храмы Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции и Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо .

Франция - страна революций, католицизма, красоты. Эта страна приняла множество эмигрантов после Октябрьской революции в России. Те, кто эмигрировал в Сербию, говорили: «Югославия приняла монархистов, а Франция людей, более согласных с демократией, и так, или иначе, поддержавших революцию». Но после победы над гитлеровской Германией в Югославии воцарился коммунизм, и многим из них пришлось вновь переезжать, и теперь, в большинстве своем, во Францию. В те времена и основываются самые знаменитые русские приходы в Западной Европе — это кафедральный храм Трех Святителей Корсунской епархии Русской Православной Церкви и Сергиевское подворье , включающее в себя храм и богословский институт, хотя храм и русский, принадлежит он Западноевропейскому экзархату Русских приходов Константинопольского патриархата. Кроме того, в Париже есть старый знаменитый Александро-Невский кафедральный собор , так же, как и подворье принадлежащий Константинопольскому патриархату. С 1983 года здание этого собора охраняется французским государством как исторический памятник.

Кроме Парижских храмов, очень красивы и заслуживают отдельного внимания, Николаевский собор в Ницце и Архангело-Михайловская церковь в Каннах .

Трудами знаменитого митрополита Сурожского Антония (Блум), Великобритания стала одной из самых православных стран Запада. Интересен факт, что в начале XX века между православными, в частности Московским Патриархатом, и англиканами, шли переговоры о принятии англикан в Православие на правах отдельной Английской Церкви. Но началась первая мировая война, а затем революция в России и благие планы о объединении не смогли воплотиться в жизнь.

Кафедральный Собор Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне строился, и первое время был как англиканский храм Всех Святых, а в 1956 году храм арендовала православная община Русской православной церкви, существовавшая здесь ещё с 1741 года. Успенский собор в Лондоне, построенный в неорусском стиле и освященный в 1999 году, является также кафедральным собором Великобританской и Ирландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей.

Новые храмы, построенные в эпоху послереволюционную, возводились в основном людьми, бежавшими от «красного террора». Таковы, например: Церковь в честь святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе , построенная в 1950 году; Воскресенский собор в Берлине 1938 года, Церковь святых апостолов Петра и Павла в Люксембурге, возведенная 1982 году, женский Монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение» , расположенный в местечке Траверс во Франции, основанный в 1988 году.

Очень интересна и необычна архитектура Успенского собора в Будапеште . Построен он был сербами в 1801 году, несколько раз перестраивался, пострадал во время Второй мировой войны. А после по просьбе прихожан перешел в юрисдикцию Московского Патриархата.

Много приходов не имеет своих храмов, и церковной общине приходится арендовать помещения для совершения служб, часто это бывают католические храмы. Так, например, в Португалии нет ни одного типового храма, но действует семь приходов Русской Церкви. А в Испании множество приходов, но только церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде имеет православную архитектуру, но строительство начато в 2013 году и еще не завешено.

Часто человеку, попавшему в чужую среду, малая и дома часто не заметная вещь может послужить большим утешением, навеять ностальгические чувства скучающему по родине, обрадовать ищущего знакомых нот в музыке чужих культурных творений. В таких случаях православный храм часто вызывает именно эти чувства у людей из стран с преобладанием православной составляющей культуры. Хотя, конечно, не в том задача церквей, чтобы утешать ностальгические чувства, но часто именно это приводило эмигрантов к Церкви. Ну, а для коренных жителей православная диковина тоже часто являлась начальным этапом в перемене жизни на православный лад.

Интервью с исследователем проекта «Духовное наследие подвижников земли русской» о различных вопросах посещений иностранцами евангельских церквей в советский период. Беседовала координатор проекта, руководитель историко-архивного отдела Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Елена Кондрашина.

Елена Кондрашина: В современной России посещение богослужений иностранцами является вполне обычной практикой. Некоторые трудности возникают в случае приглашения иностранных проповедников, но в целом все вполне понятно и доступно. А как это было в советские годы? Могли ли иностранцы посещать протестантские общины?

Сергей Егоров: Да, конечно могли. Но, к сожалению, не всегда и не везде. Совет по делам религиозных культов, а позднее и Совет по делам религий регулярно собирали сведения о визитах иностранных туристов и служителей в протестантские общины СССР. Сведений весьма много, что подтверждает регулярность посещений. При этом, однако, посещали в основном центральные общины. Более маленькие общины и, тем более, незарегистрированные, были в основном недоступны для посещения иностранцами. По крайней мере, у нас нет достаточного подтверждения обратного.

Е.М.: Чем занимались иностранцы во время посещения протестантских общин? Налагались ли какие-либо ограничения на их деятельность?

С.Е.: Иностранцы были гостями, которые могли посещать богослужения, общаться с руководителями общин и передавать приветы собранию через официальных служителей общин. В остальном их деятельность была весьма ограниченной. Во времена Перестройки, конечно, в этом вопросе появилось больше свободы. Но это было в самом конце советской эпохи, а до этого все было достаточно ограниченно. Ну и, конечно, языковой барьер играл свою роль. Большинство советских граждан не владели иностранными языками, а иностранцы, естественно, чаще всего не знали русский язык. В итоге для общения требовалось наличие переводчика, из-за чего общение было не очень интенсивным. Хотя, конечно, обсудить в те годы удалось довольно много тем. Судьбы и мнения российских протестантов всегда интересовали мировое сообщество.

Е.М.: Что интересовало иностранцев в протестантских общинах? Какие вопросы они задавали церковным служителям?

С.Е.: Вопросы были самыми разными. Из тех записей, которые сохранились до настоящего времени, можно увидеть что иностранцев интересовало положение церковных общин и верующих в СССР, особенности их литургической и повседневной культуры, судьбе служителей, подвергшихся репрессиям со стороны государства… Вопросов было на самом деле весьма много! Так как отчеты о визитах иностранцев должны были сдаваться в контролирующие органы, большинство стенограмм были однообразными и достаточно скромными по объему. Но даже и с их помощью можно увидеть огромное количество сюжетов, которыми верующие протестанты делились со своими гостями и единоверцами.

Е.М.: Существовали ли какие-то запретные вопросы, которые нельзя было обсуждать? Были ли какие-либо другие ограничения на общение с иностранцами?

С.Е.: Общим требованием к такому общению было создание благоприятного облика СССР в глазах иностранцев. С одной стороны, советское государство заявляло о собственной независимости от внешнего мира, а с другой, весьма переживало о своем имидже. В связи с этим часто в разговоры включали обсуждение мифов о Советском Союзе, имевших популярность в тех или иных странах. Как именно обсуждали эти мифы мы не знаем, но вот в протоколах бесед сохранились достаточно подробные опровержения самых разных идей. Так, например, на вопрос о том, существует ли возможность строить новые церковные здания, служители отвечали, что возможность якобы есть, но у них якобы нет в этом необходимости. Из других документов мы видим, что такая необходимость явно была, причем во многих регионах. Но включение подобного рассказа в отчет контролирующего органа было чревато негативными последствиями.

Интервью проведено в рамках социально-значимого проекта «Духовное наследие подвижников земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 года № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».