Меню
Бесплатно
Главная  /  Гороскопы  /  Солнце в виде человек мифология. Образ солнца в творчестве разных народов

Солнце в виде человек мифология. Образ солнца в творчестве разных народов

МБОУ СОШ №22 с углубленным

изучением французского языка

город Дзержинск,

учитель русского языка и

литературы, учитель

высшей категории

Романова Алла Александровна

Интегрированный урок

« »

Интегрирование знаний из различных областей науки и искусства способствует постижению учащимися целостной картины мира. Интерес учителя и учеников к художественной и духовной культуре народа, его истории и языку побудил нас обратиться к данной теме.

Цели урока:

    обучающие: исследовать отражение культа солнца в языке и обычаях русского народа.

    развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, навыки работы с лингвистическими словарями и научной литературой, формировать навыки исследовательской работы.

    воспитывающие: воспитывать бережное отношение к языку и уважение к культуре русского народа.

Методы и приёмы: метод исследовательских проектов, эвристический (эвристическая беседа)

Задачи:

    Изучить особенности образа солнца в славянской мифологии и найти отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля.

    Исследовать особенности славянской мифологемы «солнце». Раскрыть отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».).

    Рассмотреть особенности концепта солнца» в русском языковом сознании .

    Проанализировать произведения устного народного творчества, в которых создаётся образ солнца.

Опережающие задания по группам были направлены на решение поставленных задач.

Учащиеся обращались к литературе по языкознанию, к различным словарям, в том числе «Словарю символов», «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Особое внимание уделялось анализу фольклорных и художественных произведений, изучению монографии Панасовой Е.П. «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи», исследованию Семёновой М.Н. «Быт и верования древних славян».

Слово учителя: Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле людей, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. Сегодня на уроке мы выясним особенности образа солнца в славянской мифологии, рассмотрим, как отразились вехи солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля, определим особенности славянской мифологемы «солнце» и концепта «солнце» в русском языковом сознании. Каждой группе предстоит выступить с защитой своего проекта и задать классу 1-2 вопроса по своему выступлению.

    Актуализация опорных знаний. «Понятие о солнце в культуре народов мира. Солярные мифы разных народов мира»

Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. В курсе МХК мы знакомились с солярными мифами древности.

Давайте вспомним, как представлен образ Солнца у тех или иных народов мира?

Обобщение:

    У разных народов Солнце может соотноситься как с мужским (славяне, шумеры, египтяне), так и с женским (эвенки, сибирские народы) началом.

    Представление о Солнце как живом существе в метафорическом виде: сохраняется в языке, например, солнце встало/село/... // sun rose/set/...(англ.) Die Sonne geht auf/ geht unter/... (нем .) II el sol se ha levantado/se ha puesto/.. ( исп .) .

    Почти у всех народов СОЛНЦУ сопутствуют эпитеты «золотое», «златокудрое», а в испанском языке слово «sol» - «солнце» ранее употреблялось также в значении «золото».

II . Образ солнца в культуре и языке русского народа – содержание центральной части урока.

Тема выступления 1 группы : Культ солнца в жизни древних славян Славянская мифологема Солнца. Образ солнца в русской культуре.

Задания для 1 группы:

    Объяснить значение понятий «культ», «культ солнца ».

    Раскрыть роль мифологических персонажей Даждьбог и Ярила в культе солнца славян.

    Охарактеризовать мифологему солнце как составной элемент мифологического сюжета и общекультурную идею русского фольклора.

Словарная работа. Слово «культ» происходит от латинского cultus – почитание, поклонение. В европейских языках мы находим близкие по написанию и звучанию слова: англ. cult, немец. Kult, франц. culte, итал. culto, исп. culto.

Слово культ является многозначным:

а) форма общественного поклонения, почитания богам; б) форма богослужения.

Культ солнца - форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением: славяне одухотворяли солнце, наделяя его функциями высшего божества.

Вывод 1.

    Солнце – небесное светило, почитавшееся древними славянами как источник жизни, тепла и света. Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.

    Славяне считали солнце Всевидящим оком, которое строго следит за нравственностью и соблюдением законов.

    Мифологема солнце - это некая первичная сюжетная схема, общекультурная идея, встречающаяся в фольклоре, перешедшая из мифа в эпос и волшебную сказку, затем в художественную литературу. Солнце – доброе и справедливое божество, которое даёт жизнь всему живому на земле, это творец; к солнцу обращаются за помощью в трудных ситуациях Солнце – источник жизни на земле, залог урожая, символ мирной жизни; представитель истины и блага: солнце правды ; «кормилец или благодетель, радость и надежда», «Солнце – князь земли » . Такова суть мифологемы солнце.

    Многие древнеславянские боги имели солнечную природу: Дажьбог – бог Солнца и творец всего сущего. Сварог – отец бога Солнца и создатель огня. Слово Даждьбог (или Дажьбог),что значит «дающий бог», «податель всех благ», образовано от старославянского «даждь» - дай. Это Солнце –бог, подающий все блага и саму жизнь.

    Ярила - Бог плодородия. По своему значению он близок египетскому богу Осирису. Оба служили идее плодородия, оба умирали поздней осенью, а весной возрождались к новой жизни, как и зерно, похороненное в земле, воскресает стеблем, колосом и новым, яровым, зерном.

. Вопрос классу: В опере Римского –Корсакова «Снегурочка» хор поёт о том, что Ярила – бог Солнца. Прав ли создатель либретто, называя Ярилу богом солнца? Кто такой Ярила и что связывает его с Даждьбогом?

Работа с толковыми словарями. Ярила – отнюдь не бог солнца, это совсем иной мифический персонаж. Имя «Ярила» восходит к словам «ярость», «ярый». Задание: найдите в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «ярый». По Далю, оно означает «огненный, пылкий; сердитый, злой, лютый; горячий, запальчивый; крепкий, сильный, жестокий, резкий; скорый, бойкий, безудержный, быстрый; крайне ретивый, рьяный; весьма горючий; белый, блестящий, яркий; горячий». Какие из перечисленных определений отражают характер Ярилы - солнца?

Обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, чтобы выяснить значение слова «ярость». Так называют «порыв слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы, неистовство». Яростный – значит неукротимый, озверелый. Найдите в толковом словаре слова, которые имеют общий корень со словом Ярила:

    яровать – неистовствовать, забываясь,

    «ярун» - глухарь во время тока, охваченный любовным порывом,

    «яровые» - зерновые культуры, которые сеют весной,

    «ярилки » - праздник, посвящённый культу плодородия земли.

Вопрос классу: Во время проведения праздника Ярилки появлялся ряженый в костюме Ярилы, с колосьями и черепом в руках. Что символизировали эти предметы?

2. О связи культа солнца с народными обычаями можно узнать из романа П.И.Мельникова - Печерского «В лесах», с которым учащиеся познакомились самостоятельно.

Тема выступления 2 группы : Миф о Солнце в изложении П.И. Мельникова-Печерского . Задания для 2 группы: Исследовать отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».). Найдите элементы русской обрядности, связанные с культом Ярилы. Какими средствами создаётся всеохватывающий образ веселого бога Ярилы? Почему в сказании о Яриле и Земле автор не использует слово «солнце»?

Вывод 2. В романе П.И.Мельникова - Печерского «В лесах» изображается всеохватывающая панорама культа Ярилы:

    элементы русской обрядности; гулянья на Ярилином поле в Нижнем,

    похороны чучела Ярилы в Муроме и Костроме,

    изображения Ярилы актёрами на игрищах в Кинешме и Галиче.

    С именем Ярилы связывает писатель название озера Светлояр: «То озеро по имени старорусского бога Светлым Яром зовется».

    В романе создается яркий и праздничный образ бога весны, любви, плодородия: «...на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри» (т. е. злаков яровых: пшеницы, овса, ячменя). Для создания образа Ярилы автор использует эпитеты: «вечно юный, вечно радостный светлый», метафоры:«пламень взора светлого Яра», « волны лучезарного Ярилина света».

    В роман включены тексты нижегородского песенного фольклора:„Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее - без меня, веселого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает».

    Кульминацией романа является утверждение жизнетворящей силы любви Земли-матушки и Ярилы-солнца : «Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами»;

    В тексте нигде не названо слово «Солнце», это даёт нам возможность предположить, что писатель отчётливо понимал различие между богом плодородия Ярилой и собственно богом Солнца (Даждьбогом).

Вопрос классу: Докажите, что воссоздавая мифологический образ солнца, автор имеет в виду не Даждьбога(главу славянского пантеона богов), а именно Ярилу?

Тема выступления 3 группы: Отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля

Задания для 3 группы: В календаре присутствуют особые дни, связанные с положением солнца на небосклоне - дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Расскажите, как понятия солнечного годового цикла закрепились в русском языке и нашли отражение в словаре В.И.Даля

Вывод 3. Языческие народные праздники солнца связаны с днями зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия.

    С ночи 24-го декабря на 25-е декабря – первый годовой праздник Солнца – солнцеворот или Корочун . По Далю это древнерусское слово означает «капут, конец, сметь, гибель, извод». Корочун символизирует минимальную силу огня, тепла, света. Это день смерти солнечного божества Ярилы.

    Второй праздник Солнца – день возрождения солнечного божества - приходится на 24 марта и называется Комоедицы. Смысл названия этого главного праздника восходит к древним славянским словам «комо» - и - «едиц(а) », т.е. « поедающая комо».

Словарная работа с раздаточным материалом. Чтобы выяснить лексическое значение слова «комо», обратимся к однокоренным словам, представленным в словаре В.И.Даля: комуха – трясучка, лихоманка, лихорадка, гнетучка; комаха, комоха, кумаха, комошица (она гнёт человека в ком).

Определите лексическое значение слова «комо»?

    Можно предположить, что «комо» это болезнь, смерть, а слово Комоедицы означает уничтожение смерти-зимы и прославление огня, тепла, солнца – Ярилы.

    Утверждение сил жизни и уничтожение смерти – таков смысл этого праздника, который в более поздние времена был вытеснен близким по смыслу праздником Масленицы.

    Третий праздник Солнца - Купало - отмечается в разгар лета, в ночь с 22 на 23-е июня. Этот древний народный религиозно-магический земледельческий праздник был распространён у славян на Руси и в Европе. В этот день разводили костры и прыгали через них, КУПАЯСЬ в огне (пале) костра, КУПАЯСЬ в реке. Молодёжь водила хороводы, делала из травы чучело КУПАЛЫ.

Работа с информационной карточкой:

    Значение слова «Купало» принято связывать со словом «купать», которое означает «окунать с погружением во что-либо».

    По Далю, «купа» – «костёр», а также « большой чан».

    Синонимом к слову «купаться» является слово «лить», поэтому, очевидно, купать(ся) можно не только в воде, но и в огне, в лучах солнца, вообще в каком-либо льющемся потоке.

    Вторая часть слова – «пал» - созвучна со славянским словом «пал», обозначающим огонь, а также полевой, степной, лесной пожар

    Во время праздника Купалы максимален день, и наиболее ярко/jарко/жарко солнце (Ярило), поэтому в этот праздник славяне купались в лучах солнца – днём, а ночью – в огне костра.

4). Четвёртый праздник Солнца - день осеннего равноденствия - Радогощь (Радогост) отмечали 24 сентября.

    Считалось, что в этот день Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. О Яриле речь уже не шла.

    К этому дню пекли огромный, в рост человека, медовый пирог, за который прятался славянский жрец, который произносил пожелания и предсказания на следующий год, Затем начинался пир в честь солнца, которое дарит людям радость и щедрый урожай.

Вопросы классу:

    Чем, по-вашему, объясняется второе название этого праздника - «поедание солнца»?

(это название связано с праздником урожая, когда люди могла насладиться дарами солнца и земли)

    Как этимологическая сущность славянского праздника Радогощь (Радогост) отражается в фонетическом строе его названия? (Радогощь - «радость гостям», «угощение»)

    Так как у славян было немало врагов, то в контексте праздника была и настороженность к тем «гостям», которые могут прийти с войной, чтобы отобрать не только урожай, но и жизнь. Не случайно в этот день проходили смотры воинского мастерства, устраивались потешные поединки. Т.о., семантика праздника Радогощь связана, с одной стороны, с урожаем, а с другой – с подготовкой к войне и смерти.

    Тема выступления 4 группы: Образ солнца в фольклоре и русском языковом сознании. Динамика концепта «солнце».

Задания для 4 группы:

1.Определить значение образа солнца в произведениях русского фольклора.

2.Изучить монографию Панасовой Евгении Петровны «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи».

3. Раскрыть особенности концепта «солнце»

Вывод 4.

Общеславянское слово «солнце» ассоциируется с понятиями «рождать», «творить», «оживлять Бытие мира зависит от плодоносящей силы солнца.

    Солнце обозначалось кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом с крестом внутри, концентрическими кругами с крестом внутри, розеткой и свастикой. Изображениями солнца украшались предметы обихода: прялки, полотенца и т.п.

    В песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит».

    В сказках оно живет там, где земля сходится с небом. Солнце опускается на ночь под землю или в море. Ладья, запряженная утками или лебедями, доставляет его к стороне восхода.

    В былинах с Солнцем образно сравнивали Великого князя (Владимир Красное Солнышко) или богатыря.

    В песнях «светлое» или «красное солнышко» - это родной человек, например, родимая матушка. Мать сравнивают с солнцем, потому что она, как и Солнце, дарит нам жизнь и тепло своей души.

    В пословицах используется слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко, что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту, используется неделимое сочетание - постоянный эпитет «красное солнышко».

    Ряд пословиц и поговорок утверждает восприятие солнца как духовно значимого объекта, например, « И на солнце есть пятна» (солнце как образец добродетели, чистоты); «За ушко да на солнышко» (солнце как что-то высвечивающее, выявляющее всё в истинном свете),

    В русском языке существуют устойчивые выражения, связанные с образом солнца: «солнце правды», «солнце истины» (об Иисусе Христе), «солнце русской поэзии» (о Пушкине).

Работа с информационной карточкой

    Концепт - это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека.

    Концепт - это то, посредством чего обычный человек входит в культуру, а иногда и влияет на неё.

    Концепт отправляет читателя к миру духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ - знак, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения содержания абстрактного

    Понятийные признаки концепта СОЛНЦЕ в русской языковой картине мира составляют признаки: «свет», «тепло», «шар» (в наивном сознании форма светила скорее представляется как «круг»), «цвет - красное», «огромное».

    Образный слой концепта включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «красивое», «яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «труд», «благо», «власть», «ценное», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «справедливое», «ласковое», «огонь».

    Ядро концепта «солнце» представляют следующие смыслы:

    Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций. С этим смыслом связаны следующие примеры: «Восход Солнца». «Солнце – звезда-карлик». «Вращение Земли вокруг Солнца».

    . Свет, тепло, излучаемые этим телом. С этим смыслом связаны выражения: « Греться на солнц». «Подойти к солнцу» (т. е. «к свету»).

    (переносное значение) О ком-(чём) - нибудь очень дорогом, ценном, являющимся источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого. Примерами могут служить выражения: « Солнце моё, не плачь ». « Солнце правды » - о том, кто прославился в какой-либо области искусства, науки. Так, например, солнцем драматургии принято считать Шекспира, солнцем математики – Лобачевского. Солнцем русской поэзии назвал Достоевский Пушкина.

    Солнце (мн., солнца, солнц). Это центральное тело среди других планетарных систем, играющее роль, подобную Солнцу в солнечной системе. Точно неизвестно, сколько солнц в нашей Вселенной.

    Динамика формирования концепта «Солнце» в русском языковом сознании схематично может быть представлена следующим образом: энергия – божество – планета – тепло – жизнь – радость – красота – жизнь – ласка – любовь.

III . Заключительная часть урока. Солнце - основа жизни на земле. Обобщение. Каким предстаёт образ солнца в языке и культуре русского народа?

    Понятие «солнце» имеет многослойную структуру, включающую широкий культурный фон.

    Образный слой понятия солнце включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «Красивое», «Яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «благо», «власть», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «Огонь», «справедливое», «ласковое».

    Солнце является вечным идеалом, средоточием добра и добродетели, а удаленность солнца и восприятие его как постоянного, неизменного («солнце – вечность»; «солнце – даль») позволяет ему сохранять положение божества.

« О великий бог-светоносец! Тебя славили в храмах Египта и Эллады, на берегах Ганга и в стране Восходящего Солнца, и на далеком Западе, на плоскогорьях Анд. Мы любим тебя все, и злые, и добрые, мудрые и темные, верующие по-разному и неверующие, - те, кто чувствует твое сердце, неизмеримое в своей благости, и те, кто просто радуется свету твоему и теплу»

(Д. Андреев «Роза мира»)

IV . Домашнее задание (по выбору учащихся):

    1. Сочинение-рассуждение: «Почему русские писатели на протяжении веков обращаются к образу солнца?»

      Образ солнца в «Слове о полку Игореве».

      Солнце как символ поэтического творчества в поэзии А.С.Пушкина..

Данный урок, рассчитанный на 2 часа, может быть проведён в VIII IX классах. Работа основывается на проектной деятельности учащихся, которые овладевают навыками работы с научной литературой, словарями. В ходе урока, опираясь на знания по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, учащиеся приходят к выводу, что Солнце неизменно предстает как величайшая ценность и в нравственном, и в материальном смысле, так как с солнцем связан урожай – основа жизни. Солнце является неким идеалом, средоточием добра и добродетели. Память о культе солнца жива в русском языке.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

" С редняя общеобразовательная школа № 2 2

с углубленным изучением французского языка "

г. Дзержинска Нижегородской области

Методическая разработка интегрированного урока

« Образ солнца в языке и культуре русского народа »

Выполнила:

у читель русского языка и литературы

МБОУ СОШ 2 2

г.Дзержинска Нижегородской области

Романова Алла Александровна

г. Дзержинск

2016 -2017 учебный год

В основу астрологической классификации, положены физические принципы. Поэтому, мы остановимся на учете периода обращения по орбите. Вращение происходит вокруг Солнца.

обозначение Солнца в астрологии, круг и посредине точка.

Солнце – центральное божество.

Солнце обращается вокруг своей оси, а значит, вокруг солнечной системы, за 25 суток. Самое короткое расстояние от земли до солнца в январе, когда в северном полушарии зима (тогда говорят, Солнце стоит низко).

Символ обозначения Солнца, корнями уходит в развитие общества, и можно предположить, что когда-то давно, человек поставил и сказал: «Это Я». Потом эту точку, он обвел кружком, и получилось то, что отделило его от мира. Поэтому, символ, точка, обведенная кружком, расшифровывается как «сознание ».

В мифологии все взаимосвязано, все можно разложить на язык сегодняшней терминологии.

В древнегреческой мифологии, бог солнца мог даровать жизнь, поддерживать ее в разной степени интенсивности, сделать человека очень энергичным, очень здоровым, или наоборот.

Бог солнце был сыном Титанов Гипериона и Тейи. У римлян, бог солнце назывался Гелиос, сын неба и земли (Урана и Геи). Уран, это небо. Гея, это земля. Солнце, это сын неба и земли. В Мифологии разных народов Солнце называлось по разному:

Мирта — в Персии, Индии, Иране;

Яр или Ярило в мифологии славян;

Молох — в древнем Карфагене;

Тонатиу — в мифологии древних ацтеков и Майя;

Аматерасу — в Японии.

До наших дней сохранилось несколько летописных и народных преданий о том, что солнце было почитаемо славянами.

Солнце - источник жизни на земле. В славянской мифологии оно вместе с месяцем и отдельными планетами персонифицируется, наделяется эпитетами «красное», «ясное», «жаркое» и т. п. Каждые сутки солнце окунается в море или уходит за край земли (под землю), чтобы немного остыть и затем появиться вновь. В определенные дни оно «брачуется» с землей («играет»); его годовому циклу подчинен год славянского земледельца.


В летописях встречаются выражения, косвенно указывающие на старинные верования наших предков в участие солнца в делах человеческих: «сего не потерпя солнце лучи скры» - «погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголют невегласи: снедаем солнце».

Солнце было почитаемо с одной стороны, как небесное светило, находящееся в середине света, всё освещающее, и как Бог, как Царь-Солнце. Царство его славяне представляли где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают и к нам, а чертоги (хоромы, дворец, палата) его находились на высоких, священных горах. Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белу свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.

Бог солнца у славян имеет 4 лица или ипостаси соответствующих временам года. Каждый сезон солнце олицетворяет отдельный бог.

Каждый имеет свой характер и конкретный образ:

  • зима - Хорс;
  • весна - Ярило;
  • лето - Даждьбог;
  • осень – Сварог.

Древние славяне с уважением относились к заповедям каждого бога солнца и в честь каждого из них был свой день чествования (празднования).



Представление древних славян о Солнце и Земле связаны и неразрывны. Солнце было почитаемо как святой Владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звёзды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, оступившихся наказывает. Солнце также считали защитником сирот и покровителем семейного покоя и счастья, поэтому каждая семья должна была иметь его образ. И самое интересное, что к Солнцу, как владыке всего, обращались с молитвой не только в беде или болезни, но и постоянно, каждый день.

Самый популярный славянский символ Солнца – это Коловрат. Славяне верили, что этот оберег помогает им, дарит силу и энергию самого Солнца, здоровье тела и крепость духа, защиту от всего плохого, удачу в добрых делах и начинаниях, а также плодородие земель и богатый урожай.

Так как славяне замечали зависимость фазы небесного светила от смены времени года, то за каждый сезон нес ответственность определенный Бог, в общем, их было четыре:

  • Хорс – его время было с зимнего солнцестояния и до весеннего.
  • Ярило – отвечал он за период, начиная с весеннего солнцестояния и до летнего.
  • Даждьбог – входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния.
  • Сварог – почитали его, начиная с осеннего солнцестояния и до зимнего. Сварог – Бог огня и неба.

Хотя по некоторым исследованиям, славянский бог солнца - это сын Сварога. Считается, что верховное божество Сварог порождало двоих сыновей: Солнце и Огонь.

В любой древней религии солнце занимало важной место в жизни человека. Оно символизирует будущее и настоящее, с ним связана жизнь и тепло, оно неиссякаемый источник силы и добра.



Благодаря наблюдению за солнцем люди научились предсказывать будущее, составили календарь, научились прогнозировать погоду и разгул стихий.

Обереги с символами солнца наделены колоссальной защитной энергией и доступны в ношении каждому.

Изображение солнца присутствует в наскальной живописи, нанесено на орудия труда, оружие, одежду, украшения. Изображения имеют разнообразие в начертании, однако сакральный смысл всегда един.

Символ солнца олицетворяет естественность и непрерывность течения времени во всех культурах мира. Помимо общего смысла каждая культура имеет свое сакральное значение солярных знаков.

Солнце – небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.

При изучении нового предмета НРК – Литературы Красноярского края мы увидели необычное изображения солнца, изображение солнца коренными народами Севера совершенно не напоминало привычный нам образ. На уроках окружающего мира, мы знакомились с изображением солнца в нашей русской культуре, и оба эти образа были противоположными. Мы заинтересовались – почему?

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть влияние национальности народа и его условий жизни на изображение предметов окружающего нас мира.

Целью – проследить изменения образа солнца от древних славян до современности. Поэтому объектом исследования является образ Солнца в творчестве разных народов, а предметом – его образ в славянской литературе и современной русской литературе.

I. Представления древних славян о солнце

На народные представления о Солнце оказывала свое влияние церковь. В древнерусской литературе, особенно в былинах с Солнце сравнивали князя: «Ой, ты князь, Владимир Красное Солнышко» или богатыря, а в песнях и причитаниях XIX в. «светлое» или «красное солнышко» - это родственник или просто любимый человек.

В фольклоре Солнце называют ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Во многих славянских традициях Солнцем клялись и упоминали его в проклятиях. Оно предстает в поверьях как разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце - это лицо, око или слово Бога либо оконце, через которое Бог смотрит на землю. По украинским поверьям, Солнце- это колесо от той колесницы, на которой ездит по небу Илья-пророк, а по другой версии, Солнце поднимают на своих крыльях ангелы Божьи.

В славянских поверьях Солнце следит с неба за делами людей и вечером рассказывает о них Господу. В полдень и перед тем, как опуститься за горизонт, оно немного замедляет свой ход и отдыхает. На восходе в Пасху Солнце «играет» (переливается разными цветами), радуясь воскресению Христа, а на Ивана Купалу - купается в воде.

1. 1. Солнце в устном народном творчестве

Может быть, поэтому Солнце, часто упоминается в пословицах и поговорках. Не всякий вспомнит сказку или споет песню про Солнце, а пословицу когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что упомянул Солнце в разговоре. Многие пословицы появились в результате наблюдения над жизнью природы и людей, в результате интереса как солнце появляется на небосводе.

▪ Солнышко всходит, барских часов не спрашивает.

▪ Солнышко нас не дожидается.

▪ Запечет красно солнышко и на моем задворке.

▪ Придет солнышко и к нашим окошечкам.

▪ Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

▪ При солнышке тепло, при матери добро.

По народным представлениям, Солнце опускается на ночь под землю или в море. В связи с этим оно, как и луна, в некоторых случаях осмысляется как светило мертвых. В похоронных причитаниях девушка-лебедушка после смерти удаляется:

За горушки она за высокия,

За облачка она за ходячии.

К красну солнышку девица во беседушку,

К светлу месяцу она в приберегушку!

В русских песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит». В украинских колядках хозяин дома сравнивается с месяцем, его жена - с Солнцем, а звезды - с их детьми; также и в белорусской свадебной поэзии месяц - это мужичина, а Солнце - женщина. В песне из Тамбовской губернии девушка рассказывает о себе:

Мне матушка - красна Солнушка,

А батюшка - светел Месяц,

Братцы у меня - часты Звездушки,

А сестрицы - белы Зорюшки».

В русской свадебной песне: «Ясен месяц - жених, красное солнце - невеста». Русские загадки про Солнце:

▪ Красная девушка по небу ходит.

▪ Красная, девушка в окно глядит.

▪ Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы.

▪ Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются.

Обращаются славяне к образу солнца и в детском фольклоре. В потешках образ солнца упоминается в уменьшительно-ласкательном варианте. В закличках, исполняемых детьми, чтобы перестал идти дождь, упоминаются дети Солнца:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

1. 2. Художественное изображение солнца

В обрядах, фольклоре и народном искусстве СОЛНЦЕ символизировали как колесо, золото, костер, сокол, конь или олень, глаз человека и др. Множество солнечных знаков, которые, по-видимому, играли роль оберегов, обнаружено в восточнославянских археологических материалах Х-ХIII вв. , главным образом, в украшениях женского костюма. Это круг, крест в круге, колесо, розетка и др. Такие мотивы обычны в орнаментации народной одежды и тканей, в резьбе на различных частях крестьянских домов, мебели, орудий для прядения и ткачества – приложение 1.

Подобное представление сохранилось и в славянском фольклоре. В известные годовые праздники у славян зажигали колесо, которое, по свидетельству средневековых писателей, принималось за священное изображение солнца. «Русские поселяне, встречая во время масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе одето вертящееся колесо», У болгар декабрь назывался «коложег», т. е. месяц возжжения солнечного колеса - время, когда нарождается Солнце. В Ишимском уезде говорили про отсталых людей: «Жили в лесу, молились колесу». В народных песнях пели: «Колесом-колесом сонычко в гору йде» - приложение 2.

На резных и раскрашенных воротах словацкой крестьянской усадьбы изображали восход и заход Солнца, показанного в виде круга – приложение 3. На одном столбе ворот вырезана Утренняя Заря в виде человекообразной фигуры с золотистой головой. Над ней сияние, а еще выше - утреннее Солнце, покатившееся по своей дороге-дуге. На другом конце дуги - заходящее Солнце, которого ждет внизу Вечерняя Заря, над ее головой переливается вечернее сияние. Там же, кроме того, изображен ряд потемневших солнц, сошедших с небесной дуги. Возможно, что это умершие солнца, о которых много раз говорится в славянском фольклоре – приложение 4.

Найти черты коренных народов Севера: долган, ненцев и эвенок, можно в образе Северного Солнца – приложение 5.

В современном искусстве, анимации художники тоже не обходят тему Солнца, изображая его таким, как им подсказывает их фантазия и понимание характера солнца – приложение 6 и 7.

Завораживают людей и фотографии солнца, люди снимают солнце в разных ракурсах, с особой любовью – приложение 8.

Особое место Солнце находит в детском творчестве. Дети начинают рисовать солнышко с самого малого возраста и совершенствуют свои умения на протяжении всего детства – приложение 9.

1. 3. Солнце - божество

Изучив эти данные мы пришли к выводу, что в жизни славян солнце было больше, чем образ, солнце было божеством. В древнеславянской мифологии Солнце предстает в образе двух богов: Даждьбог и Ярило.

Даждьбог - Бог лета и счастья, также известен как: Щедрый бог. Его символом является Солнечный диск, золотого цвета. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он -веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Ярило – Бог плодородия, культ Ярилы сопровождался карнавальными играми, плясками.

Свет и сила Бог Ярило

Красное солнце наше

Нет тебя в мире краше!

Даруй Бог света, теплое лето.

А почему на масленицу угощали именно блинами? Этот обряд связан с огнем. Чтобы ускорить пробуждение Солнца, люди старались помочь ему повыше забраться на небо, для этого Ярилу –солнце задабривали блинами, по форме, напоминающей солнечный круг. Сопровождалось этот действие закличкой:

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Именно, поэтому наши предки испытывали если не ужас и страх перед Солнцем, то искреннее уважение к нему. До наших дней дошли предания и суеверия связанные с Солнцем.

Во Владимирской губернии при виде восходящего, а также и заходящего Солнца крестьяне снимали шапки и истово крестились «на солнышко». На него же и молились, находясь в поле, в лесах или лугах. К Солнцу или к восточной стороне, как правило, обращаются в заговорах:

Стану я на сырую землю,

Погляжу я на восточную сторонушку,

Как красное солнышко воссияло,

Припекает мхи-болоты, черные грязи.

Так бы припекала, присыхала обо мне.

1. 4. Суеверия, связанные с солнцем

Почитанием Солнца обусловлено множество правил и запретов: не становись к Солнцу спиной даже во время работы в поле, не справляй свою нужду так, чтобы это могло видеть Солнце, не плюй в его сторону, иначе воцарится тьма, не показывай на него пальцем, не то выколешь ему глаз. После захода Солнца не давали ничего из дома в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор на улицу, не починали новую ковригу хлеба.

Пытались древние славяне объяснить, откуда появилось Солнце, так рождались мифы и легенды о Солнце. В легенде «Рождение солнца» солнце предстает в образе отрицательного и злого героя, но так люди пытались пояснить появление Солнечного диска на небе.

И вот появилось солнце и стало убивать людей и сжигать их дома. Хотя люди собрали камни и колья, солнце убивало их, а люди ничего не могли ему сделать.

II. Солнце в современной и классической литературе

В славянском фольклоре Солнце предстает как в женском, так и в мужском образе. В сказках оно живет там, где земля сходится с небом, имеет мать и сестру, похищает себе жену у людей; к Солнцу отправляется человек, чтобы узнать, почему оно восходит веселое, а вечером садится печальное и темное, этот сюжет использован П. П. Ершовым в стихотворной сказке «Конек - Горбунок».

В сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей обращается к Солнцу за помощью:

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в совете?. »

В русской народной сказке старик выдает своих дочерей за Солнце, Месяца и Ворона Вороновича; чтобы накормить старика блинами, когда он приходит в гости, Солнце печет их на самом себе.

Фольклорное творчество, и, прежде всего, сказки, всегда могут многое рассказать о народе, который их создал. Все сказки о солнце похожи друг на друга. В каждой народной сказке проявляются особенности ментальности народа, его мироощущения, понимания человека в мире, отношения к добру и злу. "Сказка ложь, да в ней намек", - лучшее тому доказательство из уст самого сказочника.

В сказке К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» Солнце становится на защиту человеку, и показывает читателю, что лаской и добром можно добиться большего, чем угрозами.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

В корякской народной сказке «Сохолылан»Солнце предстает перед нами не образе доброго, ласкового солнца, а трусливым, завистливым получеловеком, полубожеством, не захотевшим из-за красавицы обогревать земли, где находится тундра. Так коряки, пытаются объяснить условия и традиции своего жизненного уклада: вечную мерзлоту и полярную ночь.

Мы будем жить и здесь и немного в тундре. Пусть жители тундры немножко будут видеть меня. Но я буду ходить далеко от них. Пусть ворон помнит об этом.

Увидела дочь Севера, что нет близко солнца, что жители тундры мерзнут и недовольны вороном, а он бессилен вернуть солнце тундре. Посмеялась она над вороном и ушла к своему отцу Северу. А солнце с тех пор больше живет за морем и в тундру посылает только самые холодные лучи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образ Солнца используют в своих произведениях многие писатели и поэты всех времен и народов.

Плачет бедный воробей.

Выйди, Солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно.

В поле зернышка не видно!

К. И. Чуковский «Краденое солнце»

Ученики нашего класса попытались изобразить свое солнышко, чтобы показать какой у него характер. Солнышко получилось у всех разное, наверное, оно перенимает черты своего художника, который его изображает.

У подсолнуха забота –

Ни минуты без заботы,

Пока солнышко стоит:

Как радар за самолетом,

Он за солнышком глядит. (В. Мусатов)



«А и белый свет - от лица Божья,
Солнце праведно - от очей его,
Светел месяц - от темечка,
Темна ночь - от затылочка,
Заря утренняя и вечерняя -
от бровей Божьих,
Часты звезды - от кудрей Божьих!»
Духовные стихи «Голубиной книги сорока пядень»

Солнцебог в славянской мифологии
Отношение славян к Миру Богов складывалось в течение долгих столетий. Оно не было принудительным и искусственно навязанным помимо воли людей, а формировалось постепенно на основе их духовного роста и становления.

Поскольку основными видами деятельности в те далекие времена были земледелие и скотоводство, то и божества, к которым с молитвами обращались люди, имели прямое отношение ко всему тому, от чего зависела жизнь и благосостояние крестьян. Особое место, безусловно, занимали космические явления, не только из-за своей масштабности, но и из-за практической пользы, позволяя разработать различные системы ориентации во времени и пространстве.

«В основе языческой религии славян лежали общеарийские черты. Во главе славянских божеств стояло неопределенное божество неба - таинственный Сварог, подобный пеласгическому Урану и индийскому Варуне... были Хорсъ, Дажь-бог, Волос, Святовит, Купало - божества солнечные, и Перун, бог грома и молнии. Все это были Сварожичи, дети Сварога. Затем идут другие стихийные божества...»

Сварог
Главным Богом, олицетворявшим Небо, по праву считался Сварог - отец важнейших богов Сварожичей. Его имя в переводе с разных старых славянских языков означает «небесный круг» или «небесный рог». В имени отражена ассоциация, которая возникает у человека, наблюдающего за движением звезд в течение ночи, когда все звезды как бы ползут в одну сторону по некоторой поверхности, напоминающей искривленный конус с неподвижной вершиной - Полярной звездой. В этой связи Сварог в большей степени ассоциировался с ночным небом, усеянном звездами. Функция Сварога совпадает с функцией «небесной тверди», которая защищает Землю.
Олицетворением дневного неба считался сын Сварога - Перун. Правда, помимо этой функции он еще осуществлял контроль над соблюдением всех договоров, которые заключались людьми на Земле. Его именем клялись, давая определенные обещания. Это роднит славянского Перуна с зороастрийским Митрой - тоже божеством Солнца. На одном из изваяний Перун изображен с серебряной головой (небесный купол) и золотыми усами (символ солнечной траектории).


К. Васильев. Свентовит, 1971.
Важное место в языческом культе славян занимал Свентовит - тоже сын Сварога. Это божество света, чье имя трактуется как «ведающий все видимое». Функция Свентовита - делать объекты видимыми и придавать им какой-либо цвет, меняющийся в зависимости от освещенности объектов, т.е. он «отвечал» на вопрос, почему разные предметы окрашены в разный цвет и почему этот цвет меняется от времени суток. Каждый из четырех ликов, известных по описанию статуи Свентовита, соответствует одному из времен суток: рассвет, день, заря, ночь (два женских и два мужских персонажа).
Вместе Сварог, Перун и Свентовит образуют наиглавнейшее триединое божество Триглава, который обладает властью над всеми тремя царствами - небом, землей и преисподней. Триглав является верховным богом всей языческой религиозной системы.
Следующие несколько важнейших богов связаны непосредственно с самим Солнцем.


В. Корольков. Дажьбог
Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог... Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен...» - говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог - главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!».
В богатом образном восприятии крестьян Дажьбог-Солнце виделся как «огненный небесный бык», Луна - как «небесная корова», а их космический союз был символом рождения новой жизни. Дажьбог рассматривался в славянской мифологии и как прародитель русского народа - «дающий жизнь бог».
Одним из древнейших славянских имен бога Солнца является Ра. Бог Солнца Ра много тысяч лет правил солнечной колесницей, вывозя Солнце на небесный свод. Когда же он устал, то обратился в Сурью, солнечный медовый напиток и Ра-реку. После него колесницей Солнца стал править его сын - Хорс.
Хорс в своем представлении в чем-то подобен Дажьбогу. Это божество Солнца, как солнечного диска, тот самый, которому князь Всеслав «перебегал путь»:

«Всеслав-князь людям суд правил,
князьям города рядил,
а сам в ночи волком рыскал:
из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя,
великому Хорсу волком путь перерыскивал...»
«Слово о полку Игореве»
Перед наступлением утра Хорс отдыхает на солнечных островах Радости. Утром к этим островам мчится на белом коне Утренник будить Солнце, и тогда Хорс вывозит колесницу с Солнцем на небо. А вечером, когда Солнце склоняется к горизонту, скачет на черном коне Вечерник, сообщая о том, что Солнце покинуло свою колесницу и легло спать. На следующий день круговорот совершается вновь. От брака Хорса с Зарей-Заревницей родились дочь Радуница и сын Денница.
Денница, обратившись в Сокола, летал по поднебесью и гордился своим отцом - великим Хорсом. «Я хочу взлететь выше Солнца, подняться превыше звезд и стать подобным Всевышнему!» - возгордился он и сел в колесницу Солнца. Но кони Хорса не стали слушать неумелого возницу. Понесли они колесницу, сжигая Небо и Землю. И тогда Сварог запустил в колесницу молнией, разбив ее:

Буря воет и гром грохочет,
Солнце Красное не встает...
Вдоль по морю, по тихой зыби
тело Сокола лишь плывет...
«Книга Коляды», IV в


Денница - "светоносец", "сын зари", "несущий свет"
Поступок Денницы, сына Хорса, соответствует аналогичному мифу о падении Фаэтона, сына Гелиоса, в греческой мифологии.
Согласно славянской мифологии, весь славянский род произошел от Бога Солнца - прародителя Дажьбога, поэтому в те далекие времена славян именовали не иначе как Дажьбожьими внуками:

«Уже ведь, братья, невеселое время настало,
уже пустыня войско прикрыла.
Встала обида в войсках Дажьбожа внука...»
«Слово о полку Игореве»
«Законы Сварога», переданные потомкам-русичам их Небесным Отцом, говорят о том, как должно быть устроено общество, наставляют на жизнь праведную, на почитание предков и соблюдение традиций. Главный Завет Сварога - «избегать Кривды, во всем следовать Правде» - означает идти путем Света, Добра, Истины и Праведности, что в зороастрийской традиции соответствует Пути Арты.

Солнцеворот и Месяцеслов


Многие другие солнечные персонажи славянской мифологии связаны с круговоротом Солнца, Месяцесловом и прохождением светила по главным календарным точкам. С каждой из ключевых точек календаря связан один из богов, отвечающий за перемены в движении Солнца и посвященные этому событию празднества. Это - Ярила, Купала, Овсень и Коляда.
Открывал календарь, согласно представлениям древних славян, день весеннего равноденствия. С этого времени девушки и дети начинали «кликать весну», для чего залезали на крыши строений, собирались на пригорках и выкрикивали песни-веснянки:

Солнышко-вёдрышко,
Выгляни, красное, из-за Гор-горы!
Выгляни, Солнышко, до вешней поры!
Видело ль ты, вёдрышко, красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?


С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса - Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны - белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке.
Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке - «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому - приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю - жито родил, людям - детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие.
Но Ярила - не только земледелец, он является также храбрым воином. С именем Ярилы связан миф об освобождении прекрасной девушки Ярины от змея-смока Ламии. Аналогом Ярилы и его подвига служат греческий Персей и христианский Георгий-Победоносец.
День летнего солнцестояния - макушка лета, время наивысшего могущества Солнца. Главным в эту пору было созревание урожая, к чему подходили очень ответственно, почитая Землю как беременную женщину, вынашивающую в своем чреве дитя. Пока рожь не заколосилась, детям и молодежи не разрешалось даже «скакать на досках» - самом простом виде качелей, состоящих из доски на бревне. Прыгать и скакать было нельзя, поскольку Земля-Матушка в это время «тяжела была». Вот какое отношение к Природе было у русичей тысячу лет назад!
Люди обращались к Небу и молились Солнцу за урожай, за ниспослание хорошей погоды. Например, если зарядили дожди, они обращались с просьбой:

Солнышко, покажись! Красное, снарядись!
Чтобы год от года давала нам погода:
Теплое летечко, грибы в берестечечко,
Ягоды в лукошко, зеленого горошка.
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай Солнышка, колоколышка!
А как только хлеба заколосились, молодежь отправлялась в поле Рожь величать:

Солнце, Солнце, выблесни в оконце,
Дай овсу рост, чтобы до небес рос,
Матушка-Рожь,
Чтобы встала стеной сплошь!

Праздник Ивана Купала
Люди жили в единении с Природой, с ее ритмами. Они радовались жизни и величали ее.
К этому времени года на Руси относится очень древний, красивый и торжественный праздник Купалы.
Купала - праздник Огня. Самые почетные старики добывали из дерева трением «живой огонь» для купальского костра, который разводили на высоких холмах или на горах. Огонь купальского костра переносили в домашний очаг для оберега домочадцев от всех напастей. Как символ Солнца поднимали на высокой жерди зажженное деревянное колесо. Целительная сила Огня очищала и предохраняла людей от немочей, порчи и заговоров. Огонь считался земным заместителем Солнца.
Во время летнего солнцеворота живительная сила Солнца наиболее щедро разлита во всей природе и питает своим плодотворным огнем все стихии. Целебными свойствами наполнялись полевые цветы и травы, их собирали в купальскую ночь. Священной в купальскую ночь считалась вода во всех открытых источниках и водоемах, а утренняя роса обладала целительной силой, поэтому перед рассветом все - от мала до велика - купались в реке и качались по земле в купальской росе.
Люди забавлялись играми, гаданиями, водили вокруг костра хороводы и пели купальские песни. Но более всего верили, что в купальскую ночь на цветок папоротника сходит огонь Бога Перуна, и зеленое растение вспыхивает ярким светом, расцветая в полночь на несколько мгновений. Обладание волшебным цветком у бедного человека отождествлялось с богатством: со спрятанными сокровищами, которые в эту ночь «выходят» из-под Земли и могут достаться только владельцу волшебного цветка. Завершала праздничное гулянье встреча восхода Солнца, в честь которого и праздновалось Купалье, потому что на купальскую утреннюю зарю Солнце ярко «играет» - двоится, троится и переливается разноцветными огнями.

Авсень,Баусень, Овсень, Таусень, Усень.
Осеннее равноденствие не отмечалось столь пышными торжествами, как другие переломные точки круговорота Солнца, ведь оно очень быстро слабело в это время, и день значительно уступал ночи. Но осеннее празднество в честь Бога Солнца - Овсеня - все же было. В это время устраивали «именины Овина» в честь Овинника, по-другому они назывались овсени, а вся последующая неделя - овсенной.
Осенние торжества были связаны с утратой «сени деревьев», а празднество начиналось «в сенях» - при доме, когда ходили по соломе, на которой стояли сани, служившие в те далекие времена средством для обмолота. По разложенным колосьям скользили сани, раздавливая колосья. На полу в избе была разбросана свежая солома. В Красном Углу избы ставили огромный Сноп, около него усаживали самого старого человека в семье, который считался главой торжества. Все это - Сноп, Солома, Дед или Баба - служили последним напоминанием ушедшего Лета, и Осень вступала в свои права в этот день. На сенях стоял бочонок с овсенной брагой, а снедью были свежие хлебы и пироги, блины и вареники с творогом, всевозможные блюда из собранных овощей и фруктов.
В своей основе Праздник Овсеня был воспоминанием о Творении Мира богом Сварогом, почему Творог (или Стварог) и был одним из важнейших блюд. Готовили его на меду, с орехами и пряностями, подавали с молоком и медом. Стварог был символом «створения материи», а творог - результатом взаимодействия Небесных и Земных Сил - даром, ниспосланным человеку свыше. «От Небесной Живой Травы зеленела Трава, которую щипали Коровы, дававшие Молоко, но для Трав нужно Солнце-Сурия, а из Молока тоже Солнце-Сурия створяет Стварог-Творог-Сыр». Отсюда сформировалось религиозное отношение к творогу, который стал ритуальным блюдом на основных празднествах древних славян, а в последствии перешел и в христианскую кухню. Например, на Пасху приготавливается «творожная пасха» в виде пирамиды.
В некоторых местах этот праздник назывался Богачом, так как это время связано с окончательной уборкой хлеба и хозяйственным обилием, когда даже у бедняка был хлеб на столе. Богач олицетворялся у крестьян с Богом Солнца, Жатвы, сыном Сварога и мужем Богини Луны - Дажьбогом, попечителем пахарей и сеятелей. Он считался Богом, дающим богатство, изобилие и благосостояние. Символом Богача или Даждьбога в доме служила лубка, наполненная зерном со вставленной в него восковой свечой. Лубка так и называлась «богач» и стояла весь год в «почетном» углу под иконами.
В летописях Дажьбога называют предком русичей и хранителем ключей от Земли. Дажьбог закрывает Землю на зиму и отдает ключи птицам, которые, улетая в это время на юг, уносят их с собой в летнее царство. Весной птицы возвращают ключи, и Дажьбог снова открывает Землю.
В дни зимнего солнцестояния или зимнего солнцеворота люди с удвоенной силой возвращались к прославлению Солнца. «Умирающее» осеннее Солнце перерождалось в новое, сильное и крепнущее день ото дня.


Главным зимним праздником была Коляда. Подражая Солнцу и как бы проигрывая его мистерию, люди сначала гасили все огни в очагах, а затем добывали новый огонь. На новом огне пеклись специальные хлебы, пироги, готовились разнообразные угощения. Повсеместно устраивались пиры, которые назывались братчины. На них кликали Овсеня и Коляду - двух Божеств, олицетворявших животворные силы природы и передающих управление друг другу. Таинственный колорит колядным вечерам придавало гадание, которое распадалось на три части: земледельческое - о будущем урожае, любовное - о суженном и просто гадание о грядущей судьбе. Весело, радостно, загадочно и таинственно проходили колядные празднества.


Зимний солнцеворот - Карачун - предвещал укорачивание ночи и начало «умирания» зимы, подводил черту под прожитым годом и открывал двухнедельные Святки. Атмосферу святочного веселья создавали игры, песни, танцы, хороводы и веселые посиделки, которые обычно прерывались приходом ряженых. Ряженые ходили по домам и славили своими песнями хозяев. Наидревнейший славянский обычай, дошедший до наших дней - «вождение козы», в котором козе придавалась особая магическая роль, предвещавшая благополучие и плодовитость домашних животных. Но почему именно коза стала главным символом колядных святок и попала в важнейший обряд, открывающий год и посвященный Солнце-Богу? Пожалуй, неслучайно, ведь как гласит старая белорусская поговорка, «даром и коза не скачет». По одной из древнейших легенд именно козе поручил Бог передавать людям весть о бессмертии - о том, что они после смерти попадут на Небо. Согласно другой легенде из-под копыт этого животного могли неожиданно рассыпаться на земле несметные богатства: «Где коза ходит, - там жито родит, где коза ногой - там жито копой, где коза рогом - там жито стогом». Подобно «козе» было и «вождение медведя», олицетворявшего собой силу и здоровье. После шуточных танцев, комических сцен, обрядовых песен хозяева дома щедро одаривали колядовщиков.


Древний Славянский календарь (Коляды Бога Дар)крг Сварога.
Кто же был так силен, чтобы исполнять подобные желания крестьян? Конечно же, не коза и не медведь. Они служили лишь атрибутом, вестником самого древнего и могущественного славянского Бога Рода, которого считали не только опекуном земледельцев, но и дающим жизнь всему живому. Одним из его изображений был фаллический символ, олицетворявший собой огромную силу и творческую энергию, несущую активное мужское начало. Пожалуй, именно ему посвящалась и самая распространенная колядная игра-пляска «Женитьба Терешки», служившая как бы прелюдией к предстоящему брачному сезону, когда многие пары действительно соединялись узами брака.
Говорят, Солнце со дня зимнего солнцеворота будто бы наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны. Повинуясь старинному обычаю, вечером люди жгли костры в честь Солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали как можно громче: «Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай!» Затем скатывали с гор колесо, приговаривая: «Колесо гори, катись, с весной красной воротись!»