Меню
Бесплатно
Главная  /  Он/Она  /  Св царь давид. Давид псалмопевец

Св царь давид. Давид псалмопевец

Второй царь Израильский

Жизнь святого пророка и царя Давида описана в Библии , в 1 книге Царств , 2 книге Царств и 1 книге Паралипоменон .

Давид был восьмым и последним сыном Иессея , старейшины города Вифлеема из колена Иудина . В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне . Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул , царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.

Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне . Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев г. Иерусалим , возвышавшийся на 2010 фт. над ур. м. и сильно укрепленный. Давид овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Давид перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение.

В делах гражданского управления Давид обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д.

Вскоре Давид предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне , были разбиты и обессилены навсегда: граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом ; поражены были также моавитяне , сирийцы и идумеяне , с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Черного моря к югу.

Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Давид предполагал даже построить великолепный Храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех.

Незаконная связь с женой доблестного воина Урии , Вирсавией , повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю "умножать себе жен" (Втор. 27, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия.

Многочисленное поколение сыновей Давида сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон , третий, Авессалом , и четвертый, Адония . Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью.

Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Давид остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талантов серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Давид предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии - Соломону .

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя - Мессии, Господа нашего Иисуса Христа .

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, Давид изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

В 965 году до н. э. в возрасте 70 лет завершил свой жизненный путь израильский царь Давид. Погребён он был в Иерусалиме на Сионской горе, именно там, где через много веков состоялась Тайная Вечеря, предшествовавшая страданиям и крестным мукам Иисуса Христа. Образ этого библейского персонажа стал олицетворением былого величия еврейского народа и упования на его грядущее возрождение.

Молодой помазанник Божий

По свидетельству Ветхого Завета, у благочестивого вифлеемлянина Иессея и его жены моавитянки Руфи, живших в XI веке до н. э., подрастало восемь сыновей, младшим из которых и был будущий библейский царь Давид. Принято считать, что на свет он появился в 1035 г. до н. э.

Священное Писание повествует, что ещё в юные годы мальчик отличался не только красотой и силой, но удивительным красноречием, а также умением играть на киноре ─ древнем струнном инструменте.

Житие, или, проще говоря, биография царя Давида, начинается с того, что перед читателями он предстаёт юным пастухом, проводящим дни и ночи вместе с отарами овец на склонах холмов, окружавших его родной город Вифлеем. Юноша отличался храбростью, защищая своих подопечных от медведей и львов.

В те годы народом Израиля правил царь Саул, ставший первым но затем отвергнутый Им за непокорство и гордыню. Поэтому Господь послал пророка Самуила тайно помазать на царствование Своего нового избранника, которым и стал юный пастух ─ младший сын вифлеемлянина Иессея. С того момента, когда пророк исполнил эту великую миссию, на будущем царе Давиде почил Дух Божий, и он стал исполнителем Его святой воли.

Царское благоволение, сменившееся ненавистью

Волею Всевышнего Давид обрёл благодать в глазах остававшегося ещё несколько лет у власти царя Саула. Этому послужили два эпизода, описанных в Ветхом Завете. Одним из них является чудесная игра юноши на киноре, которой он сумел успокоить душевные муки царя, а другим ─ его победа над великаном Голиафом. В Писании говорится, что, придя накануне решительной битвы с филистимлянами в лагерь израильтян, он принял вызов на поединок у этого грозного богатыря и, сразив его выпущенным из пращи камнем, обеспечил победу своему народу. Этот подвиг позволил Давиду войти в ближайшее окружение царя и завоевать дружбу его сына Ионафана.

Но случилось так, что слава молодого воина, достигшая всех уголков страны, вызвала в Сауле жгучую зависть и стала причиной того, что прежнее благоволение сменилось ненавистью. Неоднократно царь пытался убить Давида, но сделать это открыто он не мог, опасаясь всеобщего возмущения, и поэтому прибегал к различным уловкам и козням. Когда же стало очевидным, что кровавая развязка неизбежна, опальный герой был вынужден бежать и долгое время скитаться в пустыне, ища там спасение от своих преследователей. За годы странствий он близко узнал жизнь простого народа и научился состраданию к людям.

На службе у бывших врагов

Однако его прежняя слава не была забыта, и постепенно вокруг будущего царя Давида стали собираться все, кто стал жертвой притеснений и обид. Из них со временем сформировался многочисленный отряд, во главе которого опальный помазанник Божий покинул страну и временно поступил на службу к своим прежним врагам ─ филистимлянам и их царю Анхусу.

Обретя в его лице покровителя, Давид и его сторонники поселились в пограничном городе Секелаге, откуда совершали набеги на поселения соседствовавших с ними племён амолектиян. Часть награбленного шла по договору Анхусу, а остальная добыча делилась между изгнанниками. Давид был лоялен по отношению к царю, но когда тот призвал его для участия в военном походе на Израильское царство, сумел хитростью уклониться от необходимости воевать с собственным народом.

Воцарение Давида в Иудее

Последовавшая затем война стала губительной для израильтян. В битве при Гелвуе филистимляне нанесли им сокрушительное поражение, стоившее жизни царю Саулу. Будучи тяжело раненым и предвидя неизбежное пленение, он совершил самоубийство, пронзив себя собственным мечом. В тот же день погиб и его сын Ионафан, не раз спасавший Давида от преследований отца.

Несмотря на то что Давид лично не принимал участие в битве, он тем не менее воспользовался победой филистимлян, и прибыв со своим отрядом в город Хеврон, находившийся в южной части Израильского царства, был официально помазан на царствование. Однако в течение последующих семи лет власть царя Давида распространялась не на всю страну, а лишь на её часть, именовавшуюся Иудеей. Такое название она получила вследствие того, что жили там представители колена Иуды ─ одного из двенадцати сыновей еврейского праотца Якова. На остальной же территории правил один из оставшихся в живых сыновей Саула.

Во главе всего Израиля

Происшедшее разделение единого некогда государства привело к междоусобной борьбе, в результате которой победу одержали иудеи. Сразу после окончания военных действий в Хеврон прибыли израильские старейшины и призвали Давида царствовать над всей страной. Так Господь возвёл над еврейским народом Своего помазанника, отмеченного по Его поведению ещё пророком Самуилом. В те дни Давиду едва исполнилось 30 лет.

Строительство Иерусалима

Став царём Израиля, Давид явил миру образец мудрости и непреклонной решимости в борьбе с врагами. Им было одержано множество побед, и вскоре никто из соседних правителей не решался на него напасть. В течение первых семи лет правления пока царская резиденция помещалась в Хевроне, шло строительство новой столицы государства ─ Иерусалима, название которого с древнееврейского языка переводится как «Город мира».

В центре его установили скинию, в которую была перенесена величайшая святыня еврейского народа ─ Ковчег Завета ─ переносной ларь, в котором хранились каменные Скрижали с заповедями, полученными Моисеем на а также сосуд с Манной Небесной и посох Аарона. Это ещё более повысило статус новой столицы.

Великий псалмопевец

Через Своего пророка Господь возвестил царю Давиду, что отныне его дом будет царствовать вовеки, и из него в будущем явится миру Мессия. Заметим, что последователи иудаизма до сего дня ожидают исполнение пророчества, тогда как христиане считают, что оно исполнилось в лице Иисуса Христа.

Господь наделил Своего избранника множеством талантов. В частности, Он одарил его искусством сложения псалмов ─ религиозных стихов, объединённых затем в сборник, известный, как «Псалтырь царя Давида», и включённый в число священных книг Ветхого Завета. Его выходщие за рамки иудаизма тексты широко используются во время различных христианских богослужений. Особенно востребованными являются 40-й, 50-й и 90-й псалмы царя Давида. Но кроме этого чтение полного текста входит в порядок исполнения многих христианских обрядов. Например, принято читать «Псалтырь» над телами усопших.

Несбывшиеся мечты

Сорок лет правления царя Давида (именно столько времени он находился у власти) стали периодом необычайного благоденствия всего еврейского народа. Являясь мудрым правителем, он всячески обустраивал государство и крепил у его жителей веру во Всевышнего. За споспешествовал ему во всех начинаниях, за исключением лишь одного.

Дело в том, что перенеся в Иерусалим Ковчег завета и поместив его в походной скинии, Давид замыслил сооружение грандиозного Храма. Однако при всём благоволении к Своему избраннику, Господь не позволил ему это сделать, а благословил на столь великое деяние сына царя Давида ─ Соломона, о рождении которого будет рассказано ниже. Устами пророка он возвестил, что, участвуя в войнах, он был вынужден пролить много крови, а возводить Дом Божий надлежит лишь чистыми руками.

Таким образом, честь построения Храма Давид был вынужден уступить своему сыну, но в последующие годы сделал в этом направлении всё, что было возможно. Он собрал необходимые денежные средства, разработал чертежи построек, входящих в храмовый комплекс, а также подготовил эскизы атрибутов будущих богослужений. Всё это он передал Соломону, значительно облегчив тому выполнение предстоящей задачи.

Вражьи искушения

Несмотря на то что вся история царя Давида являет собой повесть об истинном служителе Божьем, ставшим воплощением неисчислимых благодетелей, был и в его жизни эпизод, испортивший общую картину и даже отчасти подмочивший репутацию. Враг рода человеческого, как известно, нередко выбирает объектом своих происков наиболее праведных людей. Не упустил он возможность помешать и царю Давиду.

Однажды вечером сатана привёл его на балкон, с которого открывался вид на двор соседа ─ военачальника Урии Хеттеянина, как раз в тот момент, когда в бассейне плескалась его обнажённая жена Версавия. По обычаю Востока, у царя было множество жён и наложниц, но такой красавицы ему видеть ещё не приходилось.

Приковав к ней взоры Давида, враг рода человеческого разжёг нестерпимый огонь в его плоти (сатана ─ мастер на эти дела). Зная, что мужа Версавии дома нет, поскольку тот был отправлен в длительный поход, царь приказал слугам доставить к нему молодую женщину, которая, к слову сказать, не выразила ни малейшего возмущения по поводу столь явного вероломства, или, как сейчас модно говорить, сексуального домогательства.

Впадение в ещё более тяжкий грех

Потакая и далее ненасытному сластолюбцу, она вскоре от него забеременела и произвела на свет сына. В отличие от сотен других женщин, разделявших с царём его ложе, Версавия до такой степени пленила сердце Давида, что тот решил сделать её своей официальной женой, но для этого требовалось как-то избавиться от мужа.

Лукавый и тут не упустил случая вмешаться. По его наущению, царь послал командующему войском, в котором сражался Урия, письмо с приказом направить того в самое опасное место, где бы ему грозила неминуемая смерть. Тот в точности исполнил повеление царя. Овдовев, Версавия вскоре стала законной женой царя Давида. Такой поступок вызвал гнев Господа Бога, и через пророка Нафана Он обличил Своего помазанника в преступлении, совершённом перед Небом и людьми.

Глубокое покаяние

Осознав всю глубину своей вины, царь принёс Господу глубочайшее покаяние, которое легло в основу знаменитого 50-го псалма, до сего дня произносимого при чтении «Утреннего молитвенного правила» всеми воцерковленными православными людьми. После этого волнующего текста принято возносить молитвы царю Давиду о его ходатайстве перед Престолом Божьим о прощении тех или иных наших грехов, отягощающих совесть.

Вняв столь страстным покаянным речам, Господь через того же пророка Нафана сообщил Давиду о том, что он прощён, но должен понести наказание, которым станет смерть сына, рождённого ему Версавией ещё до вступления в брак. Вскоре ребёнок действительно умер, но через год любимая жена подарила ему нового, которым стал будущий великий царь Израиля Соломон ─ строитель Первого Именно поэтому в молитвах царю Давиду звучат прошения не только об отпущении грехов, но и о ходатайстве пред Господом о ниспослании достойных наследников.

Конец жизненного пути

Главной заботой в последние годы правления царя Давида стали проблемы, связанные с вопросом престолонаследия. У него было много сыновей. Не дожидаясь кончины отца, некоторые из них начали вести жестокую борьбу за власть. Особенно дерзким и неукротимым оказался старший сын Авессалом. Библия рассказывает, что под внешней красотой и изяществом, в нём скрывалась коварная и жестокая душа. Собрав из своих сторонников многочисленный отряд, он выступил с войной против собственного отца, и только воля Божья помешала осуществлению его коварных замыслов.

Не успела развеяться печаль Давида, вызванная вероломством старшего сына, как следующий за ним по возрасту Савей поднял новый мятеж, а когда и он был усмирён, свой меч на отца поднял его третий сын ─ Адония. Эта борьба с собственными сыновьями отравила последние годы жизни царя и подорвала его душевные силы. Чувствуя приближение смерти, он по настоянию Версавии и пророка Нафана объявил наследником престола своего сына Соломона, помазав его на царствование. Ушёл из жизни царь Давид в 965 году до н. э., и сегодня его могила на входит в число величайших святынь еврейского народа.

Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое светило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни исцеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [тогдашнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке.

После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и 13 февраля 1460 года, приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.

По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвещенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.

В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хатунской волости, куда и пришел 31 мая 1515 г. с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года, незадолго до своей кончины, посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.

В 50-х годах ХIХ столетия в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни иеродиакона Венедикта пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться.

Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка, – говорю – с радостью бы пошёл, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь». Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и – чудо! – с помощью костылей встал уже и пошел, хотя еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки, преподобного Давида, и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».

Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: «Что ко мне не побываешь?» Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежащую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и, действительно, вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении.

Более пятидесяти лет подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был, как говорит летопись, «отцом и кормильцем всего окрестного населения». Память его совершается (по новому стилю) 2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей).

Тропарь, глас 4 :

Возне́слся еси́ смире́нием свои́м над ми́ром, о́тче Преподо́бне,/ доброде́тельми победи́в злоко́зненнаго врага́,/ чистото́ю жития́ просия́в, я́ко со́лнце второ́е,/ мно́гия лю́ди ко спасе́нию приводя́./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га, Преподо́бне о́тче наш Дави́де,/ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость,// и спасе́ние душа́м на́шим.

Житие преподобного Давида Гареджийского Чудотворца, Покровителя Грузинского Царства

Где и при каких обстоятельствах родился преподобный Давид Гареджийский, неизвестно. Он пришел из Сирии, страны прекрасной и плодоносной, из которой вышло множество преподобных и святых, помазанных Св. Духом делателей нивы Господней. Где и как первоначально воспитывался св. Давид, также неизвестно. Причина неизвестности происхождения его и его родителей в том, что святой, оставив славу мирскую и величие земное, приобрел высшую, небесную славу. Потому он, покинув отца, мать, братьев и родственников, последовал Христу для исполнения Его заповедей. Духовным же отцом и воспитателем святого явился дивный и преподобный Иоанн Зедазнийский, давший ему как сыну твердую и крепкую пищу-учение и наставления Божественные. Он был соотечественником преподобного Давида, воспитывался в благочестивой семье, был просвещен Божественным учением и укреплен небесным хлебом-словом Божиим. Итак, св. Давид, пленившись сладостью иноческой жизни, с юных лет возложил на себя крест Христов и поспешно последовал за благочестивым своим наставником и учителем Иоанном.


Дивный Иоанн, по повелению Божией Матери, отправился со своими блаженными учениками в Иверию, прибыл в столичный город Мцхета и поклонился животворящему столпу. Чрез некоторое время он взошел на гору, что с северной стороны Мцхета, и там водворился. Святой преподал ученикам благие наставления и предложил им отправиться в другие места для служения Богу иноческими подвигами и проповедью Евангелия и покаяния во оставление грехов. И они с радостью пошли в разные места Грузинского царства.

Одни из иноков направились в Кахетинские области, а другие - в Карталинию, к западным областям Иверии. А блаженный Давид по повелению своего аввы избрал поприщем евангельской проповеди город Тифлис и поселился в убогой пещере на горе, называемой Мтацминдской, или Святой горой. Оттуда раз в неделю сходил он в город для проповеди слова Божия. Святой жизнью и пламенной проповедью обратил он многие души ко Христу Спасителю. Но, оклеветанный одной нечестивой женой, св. Давид с верным и никогда не разлучавшимся с ним учеником Лукианом удалился от шума мирского в пустыню Гареджийскую. Оба божественных мужа, приближаясь к месту, которое впоследствии стало их пустынью, почувствовали мучительную жажду и невыносимый жар, так как то место очень знойное, и потому там бывает сильный недостаток воды. Но, подойдя к одной расселине каменной горы, они нашли немного скопившейся в ней дождевой воды и утолили свою жажду. Там же, в тени одной горной расселины, они, утомленные, усталые, расположились для отдохновения.

Блаженный Давид, сидя рядом со своим учеником Лукианом, сказал ему: "Брат Лукиан, видишь это прекрасное тихое место? Останемся здесь и будем подвизаться, пребывая всегда в молитве, посте, бодрствовании и терпении временных болезней, чтобы сподобиться прощения грехов. А Бог, Сладчайший и Всемилостивейший, наградит нас и за понесенные нами труды подаст нам силу благодатную, укрепит нас в немощах наших и поможет переносить тесноту, скорбь и все наши слабости. Ибо и преподобные подвижники временно подвергались разным бедствиям и за то получили мзду вечную".

Блаженный Лукиан, выслушав наставление учителя своего, отвечал: "Богоносный отец! Слово твое справедливо и истинно, ибо, читая Св. Писание, я доподлинно узнал, что каждому воздается по делам его, добрым или злым, содеянным в сей суетной жизни. Но в этой пустыне мы будем терпеть недостаток в пище и особенно в воде, от чего человек теряет силы. А поскольку мы, как все люди, немощны, то боюсь, как бы нам, не вытерпев бедствия, не оставить сего места".

Преподобный Давид сказал ему: "Брат мой! Не заботься об этом. Всемогущий Бог, питавший Израиля в пустыне, ниспослал с неба манну и извел воду из камня. Господь питал пророка Илию небесным хлебом, который приносил ему ворон. Он же даст и нам по Своей милости пищу Нам не нужно заботиться об этом, ибо в Св. Писании сказано: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6; 34). Между тем. Тот же Господь щедрой десницей Своей насыщает всякое животное. Он же и нам, слугам Своим, даст пищу для подкрепления немощного тела. Теперь же, брат, ободрись и укрепись, так как для подвижников уготованы венцы, которых никто не получает без трудов и без борьбы и победы".

Лукиан, ободренный и укрепленный наставлениями своего учителя Давида, отвечал: "Честный отче! Как сказал ты, так и сделаем. Бог же, на Которого мы надеемся, да печется о нашей жизни".

Они остались в пустыне и, возложив всю свою надежду на Бога, прилагали труды к трудам, презирая похоть плотскую и гордость житейскую. Подвижники употребляли в пищу корни некоторых растений и траву и воссылали Богу молитвы и благодарения за Его о них попечение.

Но по истечении нескольких дней растения засохли вместе с корнями от сильного жара, так как летом в том месте бывает несносный зной, а зимой - мороз. И Лукиан, лишившись зелени, начал скорбеть, говоря преподобному "Отче святый Давиде! Чем же мы теперь будем подкреплять немощные силы наши? Все растения, которыми мы до сих пор поддерживали свою жизнь, засохли".

Преподобный Давид сказал Лукиану: "Отец Лукиан! Что ты так сильно скорбишь и зачем надеешься на растения? Разве не знаешь, что все они подвержены переменам и преходящи, и что, прозябшие и возросшие, со временем они погибают? А душа бессмертна и приобретается терпением, по Писанию: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Отчего ты так скоро стал малодушным? Разве ты не знаешь, что, если мы умрем ради заповедей Господних, или от голода или от жажды, то живы будем во Христе? Почему же ты скорбишь и так много заботишься о временных и маловажных вещах, особенно о полевых растениях, которыми Бог питает бессловесных животных? Неужели же нас Он оставит без пищи?"

В это время при словах Давида - о, Промысл Твой, Христе Боже! - вдруг прибежали три оленихи с молодыми оленятами и остановились перед иноками тихо и кротко. Тогда Давид велел Лукиану взять сосуд и подоить посланных Богом животных. Лукиан, удивленный этим необыкновенным зрелищем, встал и исполнил повеление святого, и поставил перед Давидом наполненный молоком сосуд. Преподобный же, изобразив на нем знамение креста Господия, обратил молоко в свежий сыр. Вкусив немного с благодарностью, святые мужи встали и произнесли следующий псалом: Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века (Пс. 21 27).

После сего Лукиан сказал св. Давиду: "Честный отче! Воистину, дивен Бог во святых Своих, по Писанию, и благословенно имя Его святое. По молитве твоей Он укрепил мое сердце, которое не будет больше колебаться житейскими невзгодами. Господь извел душу и помышления мои от плена земных забот, как из тьмы в свет. Теперь, какие бы беды ни постигли меня, если бы и умирал я от жажды, никогда не буду заботиться о бренном теле моем и о суетной преходящей жизни. Никогда не буду роптать на недостаток пиши, как некогда роптал непокорный и неверный Израиль, воспоминающий о египетских мясах. С этого времени я совершенно буду покорен тебе, как предводителю моему, новому Иисусу Навину, наследнику Моисееву, чтобы достигнуть обетованной земли - небесного Иерусалима. Посему душевно радуюсь, надеясь не лишиться твоих молитв".

Св. Давид, веселясь духом о ученике своем, сказал ему: "Брат Лукиан! Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Благодарю Его, что Он укрепил душу и помышления твои Своей силой".

Посему, духовно радуясь и утешаясь милостью Божией, святые мужи воссылали Богу непрерывные молитвы и пребывали в бодрствовании и благоговении. Оленье молоке было их постоянной пищей, за исключением среды и пятка, в эти дни, не вкушая ничего, они стояли на молитве с простертыми к небу руками и возведя ум горе.

Ниже той пещеры, в которой жили подвижники, была другая пещера. Там обитал огромный, страшный дракон, змей, с глазами большими и светлыми, как у животного, на голове у него был большой рог, а на шее - щетина.

В один день олени святых мужей подошли ко входу в пещеру, где обитал дракон. И чудовище неожиданно напало на них и похитило одного из молодых оленей. Испуганные животные прибежали в пещеру святых. Лукиан, увидя их, сказал Давиду; "Отче снятый! Олени эти по обыкновению пришли, чтобы послужить нам, но они беспокойны и смущены, и среди них нет одного из молодых оленей". Преподобный тотчас взял свой посох с изображенным на нем крестом Христовым и пошел по следам, оставленным животными, оглядываясь по сторонам, чтобы увидеть обидевшего их.

Приблизившись к пещере дракона, св. Давид вдруг увидел страшное и удивительное по величине чудовище и, не устрашившись, сказал ему: "Злодей! Зачем ты обидел оленей моих и похитил у них детеныша? Теперь же уходи отсюда в места необитаемые, чтобы с этого времени пустыня эта была обителью отшельников". Поднимая вверх посох, святой с гневом сказал: "Если не уйдешь отсюда, то этим посохом и крестом Христовым рассеку чрево твое и отдам на снедение червям, чтобы отомстить тебе, так как ты обидел оленей моих, данных Богом на подкрепление немощных моих сил". Диавол, поселившийся во чреве дракона, человеческим голосом ответил: "Не гневайся на меня, раб Бога Живого. Если тебе угодно, чтобы я удалился отсюда, взойди на вершину этой горы и не отводи глаз твоих от меня, пока не войду в реку. Ибо я боюсь погибнуть от гнева твоего".

Дракон вышел из своего жилища, и от его движения стали трескаться большие камни. Лукиан, увидев это, в ужасе и трепете упал на землю, как мертвый. А когда Давид взошел на высокую гору, чудовище поспешно спустилось вниз на равнину. Когда оно приблизилось к реке Куре, преподобный услышал позади себя голос Ангела, который звал его: "Давид! Давид! Давид!" Оглянувшись на голос Ангела, он увидел спадающий с неба огонь, который мгновенно сжег дракона, как сено. (На том месте, где сожжен был дракон небесным огнем, не растет трава, что служит доказательством подлинности рассказа об этом событии).

Давид же, увидя это, весьма огорчился и воззвал к Богу: "Боже, Боже мой! Что сотворил Ты! Тот дракон положился на меня с упованием, а Ты огнем истребил его". На эти горестные слова святого Ангел Божий отвечал: "Что ты так беспокоишься, отче, об одном червяке? Разве ты не знаешь, что, если бы он вошел и реку, то отсюда пошел бы в море и там истребил бы множество кораблей. Не скорби о погибели его, ибо так изволил Бог. Иди и спою пещеру, где твой ученик лежит подобно мертвому, укрепи и утешь его. Лучше тебе заботиться о духовных детях твоих".


Сцена с драконом

Давид, сойдя с горы, нашел Лукиана, лежащего в обмороке, и, поднимая его, сказал: "Что же ты так испугался из-за какого-то червяка, который по повелению Божию был мгновенно сожжен небесным огнем! Теперь ободрись и не бойся, ибо сила Христова споспешествует нам во всем. она сохранила нас ныне от страшной брани". Лукиан, ободрившись и утешившись этими словами, благодарил Бога, творящего великие чудеса и знамения, давшего рабу Своему Давиду власть над зверями.

Через некоторое время несколько человек пришли в эту пустыню на охоту, так как там водилось много оленей, диких коз и других животных. Испуганные охотниками олени преподобных по обыкновению побежали в пещеру святых, вслед за ними пошли и охотники, рассчитывая, что в тесном скалистом месте охотиться будет удобнее. Но, подойдя к пещере, они увидели преследуемых ими животных кротко стоящими, как если бы они были домашними, перед Лукианом, который» по обыкновению, доил их. Объятые ужасом, они припали к ногам св. Давида и сказали ему: "Угодниче Божий! Какое дивное чудо! Эти дикие олени стоят смирно и кротко, как будто на скотном дворе, словно выкормленные человеком". Св. Давид отвечал им: "Что вы, братья, удивляетесь? То, что вы видите, происходит по воле Божией. Творец всех, пекущийся и о птицах, по Своей великой благости, питает и нас, немощных, через этих животных. Всякий ожидает от Бога в свое время даяния пищи (*5). Прошу вас, братья мои, идите охотиться в другое место: эти олени даны нам Богом для подкрепления немощных сил наших".

Охотники, удивившись, воскликнули: "Велик, воистину, Господь, ради Которого ты решился терпеливо понести труды в этой пустыне, где часто недостает самого необходимого для подкрепления телесных сил. Поскольку мы единоверцы твои. то сделай и нас, богоносный отец, учениками твоей святости, чтобы и нам поучаться у тебя исполнению воли Божией. С этой минуты мы не оставим тебя, как отца и пастыря, и будем служить тебе как наставнику и руководителю ко спасению душ наших". Преподобный скачал: "Нет! Братья и дети мои! Не делайте сего, так как место это, как вы сами видите, нестерпимо жаркое и неудобное для человека. Лучше возвратитесь в свои дома и там служите Богу, удаляясь от всякого зла и раздавая бедным и немощным милостыню, ибо творящий милостыню взаим дает Богу".

Охотники, выслушав святого, разошлись по своим селениям и возвестили всем о том, что видели и что слышали от св. Давида. Люди, пораженные их рассказом, стали посещать пещеру, чтобы увидеть подвижника и принять от него благословение. Многие просили оставить их в пустыне. Святой говорил им: "Братья! Жизнь здесь невыносима для вас, так как место это безотрадно, и пищи, необходимой для человека, здесь не обретается. Поэтому боюсь, как бы вы не потеряли терпение". Они отвечали: "Хотя бы мы должны были умереть с тобой от голода или от жажды, - мы ни во что не ставим это, и все бедствия и тесноты охотно вытерпим ради любви Христовой, поручая себя твоим святым молитвам".

Давид, видя в них пламенное желание принять на себя иго Христово и следовать за Господом, сказал: "Братья, вы возложили надежду свою на одного Бога, желаете оставить мир со всеми его благами, решились принять иго Христово и следовать заповедям Божиим. Теперь же идите и принесите с собой молотки, чтобы выдолбить колодцы для воды и высечь себе пещеры". Все это было Исполнено ими, и водворилось там множество отшельников, число которых с каждым днем все более и более увеличивалось. В это время преподобный и блаженный Додо, монах, сиявший подвигами благочестия, узнав о строгом жительство св. Давида, пришел к нему в пустыню и поселился с: ним, чему оба святых были рады.

Преподобный Давид чрез некоторое время, видя в св. Додо крепость духа и силу ума, сказал ему: "Отец Додо! Так как Господу, хотящему всем человекам спасения, угодно созидание пустыни, в которой будут жить многочисленные отшельники, и так как эти братья наши, оставившие мир и родных своих, желают устроить себе обитель, то не будем ленивы, заботясь о пользе их душ. Поэтому взойди с никоторыми братьями на ту высокую каменную гору, которая возвышается напротив нас, и устрой там обитель нашим братьям для прославления имени Господа нашего Иисуса Христа и для восхваления Пресвятой Богородицы Девы Марии". Св. Додо, по приказанию преп. Давида, устроил в назначенной горе, в высеченных пещерах, обитель, где и поселилось множество пустынников.

Давид, выходя каждый день из пещеры, которая была высочена в каменной скале, во двор, в уединении непрестанно воссылал Богу молитвы, оставив все земные и мирские заботы и омывая лицо свое теплыми слезами.

Гордый варвар, сидящий на копе, нагло сказал блаженному Давиду: "Бедный монах, я хочу убить тебя, а ты велишь мне оставить живой птицу. Следовало бы тебе прежде просить о себе, а не об этой птице" Но смиренный инок кротко отвечал; "Ты не имеешь никакой власти убить меня, не только меня, но и эту слабую птицу, ибо Бог- Помощник мне, Он несомненно избавит меня от того, чем ты грозишь" Варвар, разгневанный этими словами, размахнулся мечем, чтобы ударить отшельника, но сила Христова мгновенно удержала поднятую правую руку его. Тогда гордый варвар, прийдя в сознаниесвоей вины, смирился. Одержимый трепетом, он слез с лошади, как раб, припал к ногам святого и, обливая ихслезами, просил прощения, с плачем взывая: "О раб Бога Живого, Благого! Будь ко мне милостив, исцели мою душу и тело и прости преступление, которое я сделал по неразумию моему".

Угодник Божий, милостивый Давид, услышав от него такие жалобные слова, умилившись душою, начал молиться Богу, воздев к небу руки: "Господи Иисусе Христе, Преблагий и Человеколюбивый Боже! Владыко, Который помиловал молящегося Тебе раба Твоего и окаменил руку врага его! Умилостивись и ныне, исцели руку этого бедного варвара, гордо поднятую им на меня, недостойного раба Твоего, дабы он исповедал Тебя, единого Истинного Бога, творящего чудеса, и прославил бы имя Твое святое во веки" По окончании этой молитвы отшельник прикоснулся к неподвижной руке, и та мгновенно стала здоровой.

Варвар, удивленный таким чудом Божиим, благодаря Господа, опять припал к ногам св. Давида и со слезами просил: "Раб Бога Живого!-говорил он,-У меня есть сын, хромой и расслабленный всеми членами, который лежит в моем доме. Прошу тебя, умоли твоего Бога об исцелении немощного сына моего, ибо я уверен, что Он услышит тебя, как верного раба Своего. Если Господь исцелит его, то прославится имя Его святое, я же буду готов исполнить всякое приказание твое. Я и все родные мои примем Крещение и поклонимся Богу твоему, прославим и восхвалим преславное имя Его во веки, и я буду услужливым рабом твоим". Давид сказал ему: "Иди в дом твой, и, как уверовал, так и да будет по слову твоему, ты найдешь сына твоего совершенно здоровым, исцелившимся в третий час пополудни".

Варвар Бубакар, исполненный великой радости, славя Бога, пошел в дом свой, и - о чудо непостижимое! - на дворе его встретил сын, совершенно здоровый. Возблагодарив Бога и святого Его угодника, Бубакар вошел в дом свой и спросил жену и домашних: "Когда Бог исцелил сына моего?" Они отвечали: "В третьем часу пополудни". Услышав это, он исполнился необычайной радости и благоговения пред Богом, дивным во святых Своих, и начал рассказывать обо всем случившемся с ним и слышанном им от пустынника.

На следующий день утром Бубакар велел рабам своим нагрузить ослов разнообразной и самой лучшей пищей и отправился к св. Давиду с тремя сыновьями своими, один из которых получил исцеление по молитвам блаженного. Достигнув пещеры отшельника, пришедший не застал его там, отчего и начал сильно скорбеть. Посланные Бубакаром слуги отыскали святого между братьями и известили его о прибытии их господина. Бубакар пришел к преподобному и, припав к ногам его, со слезами сказал: "Раб Божий! Поистине мы познали, что ты целитель душ и телес, так как сын мой избавился от своего недуга. Вот, он стоит пред тобою совершенно здоровый и ожидает, как и другие домашние мои, твоего благословения". Св. Давид возлагая правую руку свою на головы их, сказал: "Бог, благословивший Авраама, Исаака и Иакова, да благословит и вас".

Затем пришедшие сели, и слуги по приказанию Бубакара приготовили ужин. Окончив трапезу, все встали и возблагодарили Бога. Подвижник спросил Бубакара, какую просьбу тот имеет к нему. Бубакар ответил, что хотел бы принять от него св. Крещение. Тогда Давид послал его с учеником своим Лукианом к преподобному Додо, чтобы тот отправил одного иерея с Бубакаром для просвещения его и его родных св. Крещением. Св. Додо, радуясь этому духом, благословил Бубакара с сыновьями и слугами и отпустил с ними в дом их одного из священников, который и крестил Бубакара с его родными.

После этого Бубакар пришел с работниками к блаженному Давиду и высек в скале церковь для братии. Впоследствии преподобный и богоносный отец наш Илларион расширил, украсил ее и устроил в ней с южной стороны раку для мощей св. Давида. Возле этой раки, на возвышенности, был погребен и преподобный Лукиан. Эти святые угодники Божии и чудотворцы исцеляют многих страждущих, с верою прибегающих к ним.

Блаженный Давид, пламенно желая видеть великий и святой град Иерусалим, призвал своего ученика Лукиана и сказал: "Брат Лукиан! Я намереваюсь отправиться в Иерусалим, чтобы поклониться Животворящему Гробу Господню и прочим святым местам. Ты же оставайся здесь среди братии, чтобы укреплять их в подвигах благочестия и оберегать от злого и лукавого нашего врага. Ибо он каждый день смотрит на наши пяты и многоразличными соблазнами и обольщеньямихочет лишить нас царствия Божия и победных венцов". Лукиан, огорченный этими словами, сказал св. Давиду: "Никогда не оставлю тебя, честный отче, до смерти моей, и, куда ты пойдешь, туда и я за тобой". Давид отвечал ему: " Зачем ты, брат, говоришь это? Если так сделаем и пойдем вместе, то труды наши останутся тщетными, ибо братья наши, приобретенные нами здесь для прославления имени Бога нашего, опять разойдутся по своим странам и селениям. Они, как овцы, не имеющие пастыря, заблудившись, похищены будут волками, а Бог за это изыщет с пас. Посему ты оставайся здесь, брат мой Лукиан, а я отправлюсь туда и, как за себя, так и за тебя и за всех здесь остающихся буду молиться Богу Не удерживай меня от сего, так как душа моя сильно жаждет поклониться святым местам, где Царь Небесный, Богочеловек, Господь наш Иисус Христос жил с людьми".

Убедив сими словами Лукиана, чтобы он остался среди братий, сам Давид с некоторыми иноками, последовавшими за ним, отправился в святой град. Когда они дошли до места, называемого "вершина благодати"", откуда виден Иерусалим, то, воздев к небу руки, возблагодарили Бога.

Здесь Давид, увидев издали св. град, пал на землю и со слезами в восторге произнес "Господи Иисусе Христе, Боже наш? Ты, Которой пришел на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться, родиться без греха от Пресвятой Девы Марии, по Своей воле пострадал за грехи наши в этих местах, которые я ныне вижу, перенес Крест и смерть, как смертный человек, положился во гробе и Божественною силою воскрес, воскресив Адама со всем родом его! Ты сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где Ты ступал пречистыми Своими ногами. Я не осмеливаюсь продолжать свой путь, дабы землю, освященную святыми стопами Твоими; не попрать моими нечистыми ногами, И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места" Все это говорил он, пав ниц на землю и обливаясь теплыми слезами.

После сего братья просили продолжать путь, но святой, подобно великому пророку и царю Давиду, кротко говорил им: "Не могу отсюда идти далее, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Посему идите туда вы одни и принесите и за меня, грешного, молитвы у Святого Гроба Господня" Они, облобызав святого Давида, против своей воли оставили его и ушли со слезами. Давид асе взял на том месте камень, как будто он был взят им от Гроба Господня, положил его в корзину свою и пошел обратно в Гареджи, в Иверию.

Всеблагий Бог, видя такое его смиренномудрие, благоволил явить людям его святость и веру. Когда преподобный возвратился в пустынь и положил там камень, от него стали являться чудеса: с верой лобызая его, многие немощные и страждущие исцелялись. Вскоре после сего пришли и братья св. Давида, поклонники святых мест, и возвестили инокам обо всем виденном и слышанном в Иерусалиме. Известие о подвигах благочестия преподобного Давида и о чудесном камне, принесенном им, привлекло в Гареджи великое множество отшельников, так что вся пустыня наполнилась ими. Некоторые из них жили уединенно в расселинах каменной горы, Давид же, как пастырь, радуясь об умножении своего стада, давал монахам разные душеспасительные наставления.

Св. Давид однажды пришел к одному подвижнику из братии своей, жившему в некоторой расселине каменной горы, и спросил его; "Как ты живешь здесь, отче?" Он ответил ему: "Благодарение Богу, честный отче. Только вода, бьющая из этой скалы, а равно и эта зелень горьки, как желчь. Когда вкушаю их, чувствую большое отвращение и негодование, но сам себе говорю: "Мучения ада несравненно горше, не лучше ли тебе вкушать горечь временную, дабы не подвергнуться мучениям вечным?" Давид, услышав от него такие слова, весьма обрадовался и сказал ему ласково: "Не скорби, брат мой, умолим Бога нашего Иисуса Христа, Который в пустыне Мерра горькую воду сделал сладкою. Он же, подобно той, усладит и эту воду". И действительно; монах по приказанию св. Давида наполнил сосуд той водой и поставил перед ним, а святой, изобразив знамение креста Господня, отдал сосуд подвижнику и сказал: "Пей, брат, это хорошая вода". Он выпил и нашел, что она приятна на вкус. Удивленный сим чудом инок стал прославлять и благодарить Бога и раба Его Давида.

Наконец св. Давид получил через Ангела известие о близкой своей кончине. Призвав всю свою братию, он дал инокам разные душеспасительные наставления. Затем, когда была отслужена Литургия, приобщился Св. Тайн Христовых и с простертыми к небу руками, возводя ум свой горе и благодаря Бога, предал Ему святую свою душу с миром. О потере такого доброго и кроткого пастыря и целителя душ и телес братья долго скорбели и плакали.

Сего святого мужа Бог прославил и по смерти. Один монах, слепой от рождения, прикоснувшись к телу св. Давида, мгновенно прозрел и стал видеть. И если кто с верой помазуется прахом из гроба его, откуда исходит дивное благоухание, тот получает исцеление от немощей душевных и телесных.

Святой царь и пророк Давид вошёл в историю в образе идеального царя, национального героя и псалмопевца.

Является потомком колена Иудина из которого, согласно пророчеству, должен произойти Мессия. Он был избран Богом править народом Израиля за кротость свою и веру.

На царство был помазан трижды: в отрочестве пророком Самуилом, в 27 лет – на царство Иудейское, и в 30 – на объединённое царство Израиля.

Житие Давида

Давид был младшим сыном одного из старейшин Вифлеема Иессея. Будучи юношей, пас стада овец, показывая бесстрашие в схватках с дикими зверями. Благодаря своему кроткому характеру и глубокой вере ещё в отрочестве получил благословение от Бога стать царём Израиля.

Саул, правивший государством в это время, стал неугоден и оставлен Господом за непокорность, был одержим приступами неконтролируемого гнева. Прослышав о Давиде, который стал искусным музыкантом, пригласил его ко двору для усмирения своей боли.

Вскоре, в возрасте 18 лет, победил самого сильного воина филистимлян – Голиафа, прекратив войну. После этого был назначен тысячником еврейской армии и женился на младшей дочери царя Мелхоле. Своей смелостью и воинскими успехами снискал любовь и уважение народа, чем навлёк на себя покушения и гонения от царя Саула, которые продолжались до самой смерти последнего.

Спасаясь от преследований, Давид со своими сторонниками (600 воинов) бежал в земли прежних врагов – филистимлян. Король Анхус позволил ему поселиться в городе Секелаге. Давид с небольшим войском совершали набеги на амаликитян, живших в округе, часть добычи отдавали Анхусу. Мелхолу же в его отсутствие выдали замуж.

Меч Давида

После того как Давид отсёк голову Голиафу, он овладел его мечом, но не желая пользоваться им как оружием, относит в Нову.

Для Давида меч – это символ победы веры в Бога над оружием. Именно поэтому, когда он бежал от Саула, он забирает у священника Ахимелеха этот меч.

Царь Саул в это время продолжал воевать с филистимлянами. После гибели его и старшего сына Ионафана и поражения израильтян, Давид был провозглашён царём Южного царства со столицей в Хевроне. Младший сын Саула Иевосефей два года вёл войну с Давидом, но был предательски убит собственными военачальниками. С момента Давид становится властелином всего Израиля.

Царство Давида

Давид царствовал 40 лет, из которых 7 – управлял Иудеей, 33 – Израилем. В XI веке до н.э. израильтяне в ходе завоеваний заняли город Иерусалим.

Царь Давид построил дворец на месте старого города и провозгласил Иерусалим столицей Израиля, значительно расширив его. Постройка скинии и перенос в неё Ковчега завета – служили цели превращения Иерусалима в главный культовый центр государства. Давид провёл ряд успешных завоевательных походов, присоединив Моавию, Сирию и Идумею.

Земли еврейского царства простирались от Евфрата до Газы. Правление Давида принесло Израилю могущество и благополучие.

Царь Давид был глубоко верующим человеком, его личность приобретает черты святости. Он установил порядок храмовой службы , ввёл в неё музыку, сочинял хвалебные песнопения – псалмы.

В религиозном экстазе ему являлись пророческие видения о событиях жизни и смерти Спасителя. Эти новшества были не всем по душе. По этой причине мятежи, которые под конец жизни Давида устраивали его сыновья Авессалом и Адония, находили сторонников. Чтобы прекратить смуту, по совету старейшин, Давид передал трон младшему сыну Соломону.

Книга Давида

Царь Давид создал книгу псалмов – Псалтырь. Это сборник из 150 гимнов религиозно-лирического содержания, которые в своё время исполнялись в сопровождении струнного щипкового инструмента псалтерия – отсюда и название.

Хотя авторство традиционно приписывается Давиду, очевидно, что это результат коллективного творчества, многие стихи созданы гораздо позже. Псалмы были введены в храмовый ритуал при царе Давиде, а после того как были переведены на другие языки, стали основой христианского богослужения.

Псалтырь делится на 20 разделов, каждый из которых, в свою очередь, делится на три части. В наше время полностью прочитывается в храме в течение недели единожды, а во время Великого поста – дважды.

Жена Царя Давида

Царь Давд неоднократно вступал в брак, исследователи сходятся на том, что жён было 8. Первая жена, дочь Саула, после воцарения Давида в Иудее, была возвращена ему от второго мужа. Но вскоре царь охладел к ней и удалил от себя.

Однажды Давиду приглянулась красавица Вирсавия, жена военачальника Урии, которого он отправил на верную смерть, чтобы жениться на ней. От Вирсавии родится Соломон – будущий легендарный царь Израиля. Известны также имена Авигея, Ахиноама, Маахи, Аггифа, Авитала, Эгла.

Дети царя Давида

От жён и многочисленных наложниц у Царя было много детей. В Хевроне у него родилось шесть сыновей, в Иерусалиме – семь. И все они претендовали на трон и ссорились между собой, но наследником стал десятый сын – Соломон, рождённый любимой женой Вирсавией.

Потомки царя Давида

Давид основал царскую династию, правившую объединённым царством Израиля и Иудеи на протяжении 400 лет.

Его преемник, Соломон, прослыл своей мудростью и справедливостью. Он воплотил в жизнь замысел отца, построив Иерусалимский Храм. Считается что одна из ветвей правила в Эфиопии с XIII века нашей эры.

Где похоронен царь Давид

Умер царь Давид в возрасте 70 лет, погребён в Иерусалиме на горе Сион. Его правление, а также и его сына Соломона, называют «золотым веком» государства Израильского.

В трёх ведущих мировых религиях – иудаизме, христианстве и исламе почитается как праведник и пророк.

Премия царя Давида

С 1963 года в Израиле учреждена премия «Арфа Давида», которую вручают по результатам общественных опросов лучшим актёрам, режиссёрам, танцорам и певцам.